Как показало глобальное исследование, проведенное компанией iPass, большинство мобильных сотрудников используют для работы собственные устройства. Около 70% из них примкнули к движению BYOD. Политика, позволяющая использовать сотрудникам собственные устройства, приобретает огромную значимость: 35% опрошенных утверждают, что готовы из-за нее поменять работодателя.
Чтобы проиллюстрировать эффект повышения производительности, аналитики приводят следующие цифры: половина опрошенных работает более 50 часов в неделю, а 16% — и более 60 часов, причем большая часть работы происходит именно с собственных устройств. При этом сами сотрудники оценивают свою производительность весьма позитивно. Что интересно, расходы на мобильную связь им никто не компенсирует.
Между тем, как отмечают в Check Point, проблема обеспечения безопасности мобильных устройств «захлестывает» ИТ-департаменты. Многие пользовательские смартфоны и планшеты остаются неуправляемыми, несмотря на возникающие риски.
В ходе проведенного опроса 67% компаний признали присутствие в корпоративной сети пользовательских устройств, а еще 2% заявили, что их сеть состоит исключительно из устройств пользователей. Большинство признает это проблемой: вопрос управления разношерстным парком встает весьма остро. Тем не менее, политика управления устройствами и данными на них разработана лишь в 37% компаний.
«На мой взгляд, тема несколько «перегрета», то есть надумана. Я не вижу никаких принципиальных отличий от классической схемы работы без BYOD», — отметил Виктор Федько, начальник управления ИТ МПО им. Румянцева, в рамках дискуссии «BYOD угрожает или помогает?» на портале GlobalCIO. По его мнению, разница между работой на своем и корпоративном устройстве невелика: доступ к данным одинаковый, контроль доступа и трафик также отслеживаются в любом случае. Попадание корпоративных данных что на свое, что рабочее устройство не исключает их утечки. Наконец, потерять можно как свой, так и казенный аппарат.
«Не можешь побороть «зоопарк» – возглавь его», — уверен Марк Шварцблат, директор департамента ИТ группы компаний «Квадрат». При стандартизации не устройств, а методик доступа многообразие оборудования ИТ-подразделению уже не вредит. Другое дело, что при этом вырастает ответственность пользователя, и далеко не все готовы на себя такую ответственность брать.
Важно подчеркнуть, что не всегда возникновение течения BYOD подразумевает «жадность» компании: лишние «хотелки» коммерческая организация оплачивать не обязана. Часто менеджер может позволить более продвинутое устройство, чем предусмотрено корпоративным стандартом обеспечения. В этом случае вполне обосновано его подчинение некоторым правилам.
«Не надо путать свободу со вседозволенностью, — продолжает Шварцблат. — Любые специалисты в обычной коммерческой организации должны выстраиваться под принятые стандарты, иначе из-за одного идущего не в ногу могут пострадать кучи связанных процессов». К счастью, далеко не все менеджеры и талантливые специалисты, ради которых принято делать исключения, имеют странности в виде использования редких устройств или уникальных версий операционных систем. Скорее, таковых меньшинство.
Как считает Михаил Левашов, вице-президент «Инфосекьюрити Сервис», вопрос безопасности данных встает остро из-за того, что занимаются им совершенно другое подразделение — информационной безопасности. Во многих случаях его задачи можно назвать противоположными задачам ИТ. Если основная задача ИТ-директора заключается в обеспечении работоспособности ИТ, то задача руководителя службы ИБ — обеспечение безопасности ИТ. Эти задачи часто входят в глубокое противоречие, включая и проблему BYOD.