ИТ-департаментам надо следить за попытками бизнес-подразделений или даже отдельных сотрудников использовать облачные сервисы в обход корпоративных ИТ. Как отмечают в Gartner, сейчас во многих компаниях наблюдается «перетягивание каната» между бизнесом и ИТ. ИТ-администраторы крайне редко добровольно соглашаются на использование публичных облаков.
Когда департамент маркетинга или любое другое подразделение чувствует, что «айтишники» ставят им палки в колеса, оно заключает контракт самостоятельно. ИТ-департамент может об этом даже не узнать до тех пор, пока соответствующий счет не появится в списке ИТ-расходов.
Как уверены аналитики Enderle Group, сейчас зачастую сила бизнеса заключается именно в игнорировании ИТ-служб, которые рассматривают облака в первую очередь с точки зрения рисков. Подразделения получают необходимые им сервисы быстрее и дешевле, чем по официальным каналам. Разумеется, никто из руководителей такое положение вещей не желает афишировать.
Во многом проблема заключается в относительной молодости облачных сервисов. В компаниях еще не выработаны соответствующие политики, и игра идет по правилам Дикого Запада, которые заключаются в отсутствии правил. Например, когда-то пользователи хранили рабочую информацию на ноутбуках, а теперь используют для хранения облака и не видят принципиальной разницы.
Аналитики сомневаются в способности ИТ-департаментов предотвратить самовольный уход подразделений в облака. Они должны не говорить «нет», а включаться в работу по проработке контрактов и заключению соглашений с провайдерами. Если ИТ-службы остаются в стороне, они не смогут предпринять никаких мер по обеспечению безопасности сервисов или помочь в выборе оптимальных условий контракта. В лучшем случае это приведет к неоправданному росту затрат на ИТ, в худшем – важная бизнес-информация станет доступной для тех, кто не должен иметь к ней доступа.