Британские организации начинают понимать подлинную стратегическую ценность данных как фактора конкурентоспособности и средства привлечения клиентов, что, в свою очередь, увеличивает потенциальную ценность данных как источника дохода. Поэтому в последние годы все более актуальной становится потребность в надежных согласованных данных, которые доступны, удобны в использовании и в умелых руках помогают создавать и наращивать финансовую прибыль. До недавнего времени ответственность за данные возлагалась главным образом на ИТ-директоров. Однако, по данным опроса, проведенного компанией Experian, 92% из них ратуют за введение в компании должности Директора по данным, который бы обеспечил грамотный подход компании к управлению данными.
Организации, несомненно, признают ценность данных: 90% ИТ-директоров заявляют, что данные меняют их подход к ведению бизнеса. Однако при этом данные несут в себе ряд вызовов, с которыми организации должны справиться, если они хотят эффективно использовать их как стратегический актив. В числе таких вызовов директора по данным чаще всего, наряду с прочим, отмечают растущий объем данных (44%), необходимость их обработки в реальном времени (44%), а также сам процесс сбора информации и ее визуализацию (41%).
Впрочем, ИТ-руководители по-прежнему могут недооценивать масштабы их фактического роста. Более половины (58%) полагают, что в ближайшие 12-18 месяцев объем данных, которыми их организация будет управлять, в среднем вырастет на 28%. Хотя директора по данным считают такой рост неизбежным, однако объемы будут увеличиваться с гораздо большей скоростью. В некоторых случаях директора по данным прогнозируют десятикратное увеличение только в ближайший год.
Имея в своем распоряжении столь богатый ресурс, предприятия стремятся использовать и монетизировать данные наилучшим образом. 77% ИТ-директоров считают, что данные – это ценный актив их организации, который используется не в полной мере, а по мнению 70% из них, их предприятие недостаточно использует данные, хранение которых им обходится недешево.
Основные препятствия, мешающие ИТ-директорам эффективно использовать активы данных, таковы:
- ограниченный бюджет – 51%;
- большой объем данных – 47%;
- недостаточное понимание того, как именно следует использовать аналитику для повышения эффективности бизнеса – 47%;
- недостаточное понимание финансовых последствий низкого качества данных – 41%;
- отсутствие навыков анализа данных – 41%;
- многообразие данных – 36%;
- предполагаемый срок окупаемости инвестиций в инструменты качества данных – 36%;
- доступ к данным – 35%;
- отсутствие стратегии – 31%;
- иное – 2%;
- ничто из перечисленного – препятствия отсутствуют – 5%.
Какие бы возможности ни создавали большие объемы данных, значительная часть преимуществ будет утрачена, если используемая информация неточна. 76% ИТ-директоров признают, что качество данных в их организации можно было бы повысить. По мнению директоров по данным, наиболее серьезные трудности с качеством данных могут испытывать отделы продаж и обслуживания клиентов.
Последствия неточных данных:
- недополученная выручка – 43%;
- недостаточная удовлетворенность / привлечение клиентов – 42%;
- сложность использования данных для принятия стратегических решений – 33%;
- нормативные риски – 30%;
- недостаточная эффективность процессов из-за дублирования работ и временных затрат на решение проблем с данными – 26%;
- возможный ущерб для бренда / репутации – 24%;
- недоверие сотрудников к принимаемым решениям – 18%;
- ничего из перечисленного – 4%.
Если же предприятия сумеют оптимизировать качество данных, выгоды не заставят себя ждать: it-директора cчитают, что могли бы увеличить прибыль в среднем на 15%, если бы их данные были самого высокого качества. В среднем, по оценкам it-директоров, экономия от инвестирования в инструменты качества данных составила бы менее 1 млн. фунтов стерлингов. Напротив, по мнению директоров по данным, такая экономия превысила бы 5 млн. фунтов стерлингов. Вероятно, по понятным причинам, it-директора обращают внимание в основном на повышение качества данных о клиентах (60%), где экономический эффект для них очевиден.
Основные причины неудач проектов по повышению качества данных, по мнению директоров по данным:
- недостаток информированности о важности качества данных – 40%;
- недостаточные инвестиции в соответствующие технологии – 34%;
- нехватка надлежащих навыков / сотрудников – 28%;
- отсутствие увязки с целями бизнеса – 23%;
- отсутствие поддержки правления – 21%;
- организация не видит необходимости активно заниматься качеством данных – 18%;
- ненадлежащий объем задач проекта – 18%;
- бизнес еще не видит ценности данных как актива – 16%;
- отсутствие системы ответственных за проект – 10%;
- ничего из перечисленного – нет причин для неудач – 11%.
Исследование показало, что при отсутствии директора по данным обязанность предоставления данных более высокого качества возлагается на ИТ-директора, однако тот уже и без того перегружен другими задачами, и совсем не рад заниматься еще и данными. В связи с избытком других обязанностей подход к управлению данными зачастую оказывается реактивным и несогласованным. При этом подлинную ценность данных трудно осознать, если предприятие неспособно в полной мере извлечь выгоду из возможностей, которые открываются благодаря качественным данным. Неточные данные не только подрывают удовлетворенность клиентов, но и влияют на доходность бизнеса и перспективы роста. Директору по данным, способному эффективно определить стратегию организации в отношении данных, следует и стать «хранителем качества данных». Потребность в этом столь велика, что, по мнению ИТ-директоров, к 2020 году директор по данным во многих организациях станет членом правления.
Директор по данным выступает в качестве активатора бизнеса, который возглавляет корпоративную работу с данными. Такая специализация поможет извлечь максимальную ценность из данных, облегчит повышение качества данных в соответствии с нормативными требованиями, будет способствовать операционной эффективности и удовлетворенности клиентов. Все это вместе взятое принесет организации более высокий объем продаж и лояльность клиентов.
Компании начинают понимать подлинную ценность данных как фактора конкурентоспособности и средства привлечения клиентов, что, в свою очередь, увеличивает потенциальную ценность данных как источника дохода. Некоторые из них уже поставили данные во главу корпоративной повестки дня и приняли меры по созданию специализированной роли руководителя высшего звена – директора по данным, – ответственного за управление их активами данных и извлечение выгоды из них. Однако в большинстве организаций основная ответственность за данные возлагается на ИТ-директора, который в последние пять лет стал отвечать за все, включая мобильные технологии, социальные сети, «облачную» среду, и принял на себя часть обязанностей директора по данным – как правило, по умолчанию, а не по итогам продуманного анализа.