Куда движется управление ИТ?
Источник: OSP Data, 2015 |
Наиболее актуальной задачей в сфере управления ИТ является управление жизненным циклом ИТ-активов – ее назвали 60% компаний. Как полагают аналитики OSP Data, это можно объяснить стремлением компаний в текущих непростых экономических условиях усилить контроль за своим ИТ-хозяйством с целью оптимизации расходов и поиска скрытых резервов.
На втором месте оказалась задача управления персоналом ИТ-службы – на российских предприятиях начинают осознавать значимость человеческого фактора в достижении эффективности ИТ-подразделения. Интересно, что значительное число специалистов отметили важность применения аналитических инструментов в системе управления операционной ИТ-деятельностью. Это свидетельствует о том, что компании хотят научиться извлекать ценные сведения из собираемых ежедневно данных об инфраструктуре, подобно тому как уже удается получать ощутимый эффект от анализа бизнес-данных.
Хотя ITSM все годы своего существования декларирует в качестве основной задачи налаживание партнерских отношений между ИТ и бизнесом, ее решение остается насущной потребностью большинства организаций. 64% участников опроса считают одним из ключевых приоритетов своего ИТ-департамента формирование более эффективных взаимосвязей с бизнесом. Многие из них основной тенденцией развития ITSM на ближайшее пятилетие видят реализацию новых ITSM-процессов для формирования стратегического партнерства между ИТ и бизнесом. Примерно столько же компаний выделили тенденцию распространения сервисного подхода на бизнес-подразделения. 43% респондентов рассчитывают на то, что службы поддержки найдут применение мобильным и социальным инструментам.
Судя по ответам участников ITMF 2015, российские компании пока не очень стремятся к импортозамещению в сфере автоматизации управления ИТ-сервисами. Об использовании российского решения в настоящ ий момент заявили 3% участников опроса. Лишь 9% планируют перейти с западной платформы на российскую, 5% намерены внедрять ITSM-систему отечественной разработки, а 19% отдают предпочтение открытым решениям.
От СПО ждут экономии
Источник: «Логика бизнеса», 2015 |
Основное преимущество решений на базе открытых технологий, как следует из результатов опроса, проведенного «Логикой бизнеса», – это возможность сэкономить на лицензионных платежах. Главный же недостаток открытых решений – отсутствие полноценных продуктов, готовых к использованию без доработок, что отмечают представители всех отраслей. Поэтому интеграторы будут активно заниматься (и уже занимаются) разработкой таких систем. Кроме того, многие из тех, кто не собирается переходить на открытое ПО, делают это из желания сохранить инвестиции в существующие решения. Наконец, компаниям не хватает информации об опыте реализованных проектов.
Открытые решения, хотя в корпоративных стандартах они, как правило, не прописаны, используются довольно активно в разных сферах: и в качестве серверов, и в качестве офисных приложений, и специальных систем. О том, что решения с открытым кодом в их организации не эксплуатируются вообще, сообщили 30% опрошенных.
ИТ-стратегия не панацея, но она нужна
Источник: «Консалтинг по управлению ИТ», 2015 |
Как выяснилось в ходе исследования, проведенного компанией «Консалтинг по управлению ИТ» и опубликованного на портале Global CIO, успешные ИТ-директора считают, что ИТ-стратегии нужны всегда, хотя не всегда способны помочь в очень нестабильных условиях.
Конечно, ИТ-стратегия не панацея от всех бед и напастей, однако помогает обоснованию ИТ-бюджета и крупных проектов, согласованию развития ИТ с руководством и в целом улучшению отношений с бизнесом. К тому же она нужна не только самим ИТ-директорам и генеральному директору. Сотрудникам ИТ-службы, пользователям, владельцам бизнеса и руководителям бизнес-подразделений она помогает уяснить, в каких направлениях развивается ИТ.
Горизонт планирования и содержание ИТ-стратегий могут различаться в зависимости от размеров компаний. Например, в крупных компаниях целесообразны планы на два-три года или даже пять лет. А вот в малых горизонт планирования меньше – около года. Для тех же, кто с трудом переживает кризис, более уместны еще более краткосрочные стратегии, направленные на выживание и серьезное сокращение затрат.
Консультантов может огорчить мнение ИТ-директоров, будто консультантам разработку ИТ-стратегий доверять не стоит. Этого не рекомендует делать ни один CIO. Но и многие ИТ-директора будут огорчены тем фактом, что исключительно своими силами, без привлечения консультантов, разработать хорошую ИТ-стратегию вряд ли получится. Как и во многих сложных областях, наиболее целесообразной видится совместная работа по формированию ИТ-стратегии ИТ-директора со своими сотрудниками и внешними консультантами. Причем чем меньше компания, тем важнее роль ИТ-директора и меньше участие консультантов.