Суммарный объем интернет-рынка и рынка электронных платежей в России в 2014 году вырос с 1,6% до 2,2% ВВП, говорится в совместном исследовании «Экономика Рунета 2014-2015», организованном РАЭК и Высшей школой экономики. Результаты по 2015 году будут опубликованы в 2016 году.
Был проведен сравнительный анализ исследованных сегментов и других отраслей экономики, соотношение интернет-экономики и ВВП страны, посчитан объем всей Экосистемы интернет-зависимых рынков, дана оценка направлений развития и проблем интернет-экономики и представлен «Барометр настроений» участников рынка, а также сформулированы предложения по стимулированию интернет-экономики.
Общий объем российского интернет-рынка в 2014 году вырос по сравнению c 2013 годом на 46% до 1094 млрд руб., а объем рынка электронных платежей увеличился за аналогичный период на 36% до 476 млрд руб. При этом, согласно исследованию, объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн руб., что сравнимо с 16% ВВП России.
Исходя из сценариев, опубликованных в исследовании «Экономика Рунета 2012-2013», в 2014 году Рунет продолжал двигаться по нейтральному сценарию. Высокие темпы роста российского Интернета во многом были обусловлены волатильностью курса рубля. Согласно прогнозам, в 2015 году в целом в развитии рынка произойдет переход на консервативный сценарий, а в некоторых сегментах — на кризисный.
Аудитория Рунета, по данным Фонда «Общественное мнение» на лето 2015 года составила 77,5 млн человек старше 18 лет (66% населения), при этом 62 млн выходит в Интернет каждый день.
Сфера электронной коммерции в России исследована в четырех сегментах: онлайн-ретейл в объеме 475 млрд руб.; электронные платежи в объеме 476 млрд руб. c приростом 36% по сравнению с 2013 годом и прогнозом увеличения на 20%; сегмент онлайн-туризма достиг отметки в 279 млрд руб, что составляет прирост 43% по сравнению с предыдущим годом.
На контекстную рекламу за 2014 год рекламодатели потратили 70 млрд руб., что составило рост в 23%. Прогноз на 2015 год по оценки специалистов составит еще 14%. Видеореклама в 2014 году привлекла 3,8 млрд руб., и ожидаемый прогноз роста на текущий год составляет 30%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 13 млрд. руб., что в процентном показателе составило рост на 9%. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях был оценен на 2014 в объеме 7,4 млрд. руб., с перспективами роста в 18%.
В рамках исследования также были даны оценки объемов рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: объем доменного рынка составил в 2014 году 2,6 млрд руб.; хостинг-индустрия выросла до 5,6 млрд руб.; объем рынка SaaS-решений в Рунете был оценен в 5,4 млрд рублей в 2014 году с ожидаемым ростом в 26% в 2015 году. Мобильная веб-разработка составила 24,2 млрд руб. и 15% роста за 2014 год.
На момент проводимого исследования затраты рекламодателей на медийную рекламу сократились по сравнению с прошлым годом и составили 22 млрд руб., что на 5% меньше, чем в 2013 году. Аналитики прогнозируют, что и в 2015 году рынок продолжит сокращаться на 10%, сократится и рынок поисковой оптимизации — на 3%.
Рынок цифрового контента в интернете в этом году дает значительный рост. По оценкам экспертов, это связано с появлением новой тенденции, в основном, среди молодежи, на потребление легального платного контента. Эту тенденцию задают как Apple и Google, так и набирающие популярность онлайн-кинотеатры.
Суммарно (видео, музыка, книги), который составил около 6,7 млрд. руб.; при этом рост электронных книг составил 60% и по прогнозам будет расти в 2015 году на 77%.
Рынок онлайн-игр составил 41 млрд руб с приростом на 16% в год.
«Мобильная» часть экономики Рунета в 2014 году (такие сегменты, как мобильная разработка и реклама, мобильные игры, покупки с мобильных устройств и тд.) по оценке экспертов составила около 25-30%.
В компаниях, связанных с интернет-экономикой, включая самозанятое население, работает порядка 2 млн человек.
Также была представлена оценка рынка инвестиций и стартапов в Рунете. По данным ФРИИ, количество сделок на различных периодах инвестирования равно 282 на сумму в 59,5 млрд руб. При этом 87 процентов от суммы приходится на поздние раунды и сделки по покупке компаний (такие как покупка «Авто.ру» и «КиноПоиска»). На ранних стадиях инвестиций наметился явный лидер: 102 сделки были проведены самим Фондом развития интернет-инициатив, при этом общий объем инвестиций на ранних этапах приближается к 4 млрд руб.
Акцентом исследования 2014-2015 стала оценка влияния кризиса на дальнейшее развитие индустрии и корректировка предыдущих прогнозов развития. В этой части исследования был проведен опрос экспертов относительно кризисных явлений в экономике, и как меняются настроения в индустрии относительно различных факторов.
Исходя из сценариев, опубликованных в исследовании «Экономика Рунета 2012-2013» в 2014 году Рунет продолжал двигаться по нейтральному сценарию (при этом высокие темпы роста во многом объясняются скачками курса рубля). Однако прогнозы на 2015 год говорят уже о переходе на консервативный сценарий, а по некоторым сегментам — на кризисный.
Влияние кризиса на интернет-рынки в 2014 году эксперты оценивают как достаточно сильное (7,1 по 10-бальной шкале). При этом оценки влияния кризиса на отдельные сегменты отличается незначительно, несмотря на финансовые показатели этих сегментов. 58% экспертов отметили снижение бюджетов на отдельные направления деятельности компаний, 46% говорят о закрытии проектов. Значительная доля респондентов отметила, что компании сокращают издержки за счет персонала: 38% отмечают увольнения, 27% — сокращение или отмену бонусов и премий, 14 процентов — урезание заработной платы.
Первыми признаком кризиса стало падение рынка медийной рекламы, зафиксированное в третьем квартале 2014 года. Полномасштабный же кризис на большинстве сегментов почувствовался же в четвертом квартале 2014-го — первом квартале 2015 года, так считает 41%. Отдельные сегменты рынка электронной коммерции почувствовали серьезное влияние кризиса только во второй половине 2015 года. Впрочем, 11% считают, что как такового кризиса в индустрии нет относительно общего состояния российской экономики. Несмотря на кризис, 70% респондентов заявили о выводе на рынок новых продуктов или услуг, 30% — о повышении бюджетов на отдельные направления деятельности.
Более четверти экспертов затрудняются ответить, когда Рунет достигнет «дна»; среди тех, кто определился, чаще всего указывают на первый или четвертый квартал 2016 года. При этом 14% считает, что индустрия выйдет на докризисные темпы роста в четвертом квартале 2016 года; еще 12% назвали второй квартал 2017 года как точку начала роста. Однако треть экспертов считает, что индустрия выйдет на докризисные темпы роста в лишь четвертом квартале 2017 года или еще позднее. Таким образом, вопросы стимулирования интернет-экономики чрезвычайно актуальными для дальнейшего развития Рунета.