Робот, сконструированный учеными из Массачусетского технологического института, способен самостоятельно перемещать манипулятором блоки в игре «Дженга», ориентируясь не только с помощью зрения, но и с помощью ощущений. В игре нужно по одному вынимать блоки из сложенной из них башни так, чтобы башня не упала. Дотрагиваясь до блока, робот измеряет силу, которая требуется для того, чтобы сдвинуть блок, а затем сопоставляет данные измерений с теми, что были получены на предыдущих ходах игры и с их результатами: удалось ли тогда извлечь блок из башни. Обучаясь в реальном времени, робот принимает решения о том, стоит ли двигать блок дальше, или лучше перейти к другому блоку.
В отличие от шахмат или го, для игры «Дженга» требуется умение манипулировать реальными физическими объектами. Смоделировать это очень сложно, отмечают ученые, и поэтому роботу приходится обучаться на настоящей башне, сложенной из блоков «Дженги». Провести десятки тысяч экспериментов с реальными объектами тоже сложно, и ученые применили метод кластеризации сходных результатов — например, в одном кластере могли быть собраны попытки сдвинуть плотно зажатый блок, в другом — относительно более свободный, и так далее. Благодаря этому роботу для обучения хватило всего около 300 попыток.
Методы обучения роботов действиям с реальными объектами могут пригодиться во многих практических задачах — от сборки телефонов до сортировки мусора, полагают авторы.