Александр Олейник: «Руководителю департамента ИТ необходимо досконально знать, как компания делает деньги» |
Эти краткосрочные курсы повышения квалификаци помогут ИТ-руководителям узнать о новинках в области информационных технологий, оценить рыночные тенденции и динамику потребностей бизнеса в ИТ-поддержке. Примерно половина занятий будет проводиться в форме мастер-классов экспертов — руководителей ИТ-служб крупнейших холдингов, в том числе и западных, высокопоставленных представителей госструктур и известных специалистов ИТ-рынка. Другая половина занятий будет организована в форме дискуссий, модераторами которых выступят профессиональные преподаватели. Как отмечается в анонсе, формат и концепция Высших курсов CIO близка к программе CIO Academy Оксфордского университета. Те ИТ-руководители, которые по каким-то причинам не смогут посетить курсы, будут иметь возможность познакомиться с видеозаписями мастер-классов.
«Главная идея курсов – создать постоянную площадку для топ-менеджеров в области ИТ с целью регулярного обновления знаний и обмена опытом, систематически информировать их о последних достижениях, решениях и тенденциях в отрасли», — утверждает Александр Олейник, директор Высшей школы бизнес-информатики.
«Когда мы анализировали услуги в области обучения ИТ-директоров, то поняли, что краткосрочной, но высокопрофессиональной формы у нас не существует, поэтому инициировали появление таких курсов, разработав программу и проведя ее обсуждение», — рассказал Борис Славин, один из основателей союза ИТ-директоров России и в недавнем прошлом председатель правления этой организации.
По словам Олейника, недельный формат курсов выбран исходя из сильной загруженности ИТ-руководителей и их реальных возможностей обучаться с отрывом от основной деятельности. Кроме того, современный ИТ-руководитель — это, как правило, достаточно подготовленный менеджер, и ему не надо рассказывать основы. За пять дней занятий под руководством практиков, имеющих авторитет и влияние в ИТ-отрасли, можно получить достаточно полную информацию о тенденциях и передовом опыте, а также обсудить свои проблемы с экспертами и коллегами.
Славин уверен, что иногда даже один по-настоящему интересный мастер-класс может заставить задуматься о многом. Если в течение недели дважды в день перед ИТ-руководителем будет выступать «живой источник знаний» по всем направлениям деятельности CIO (экономика, бизнес, технология, кадры, безопасность и т. п.) и если такие выступления будут заканчиваться дискуссией под руководством профессионального преподавателя, то и неделя обучения станет мощным источником активности ИТ-директора.
«Мы предполагаем, что данные курсы будут особенно востребованы именно региональными CIO, — говорит Славин. — Количество конференций и мастер-классов в регионах, как правило, меньше, чем в столицах, поэтому такие курсы более востребованы среди региональных ИТ-директоров. Более того, целесообразно, чтобы такие курсы были выездными, чтобы ИТ-директор оторвался от текучки, полностью окунулся в образовательный процесс. Возможно, для столичных CIO надо будет организовывать такие курсы в других регионах, возможно, и за границей».
Олейник уверен, что сегодняшним ИТ-руководителям повышать свою квалификацию следует постоянно — непрерывно совершенствовать знания, расширять кругозор, изучать лучший опыт, быть в курсе всех инноваций. Это необходимо по многим причинам. Во-первых, для того чтобы отвечать требованиям современного бизнеса. Во-вторых, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и иметь возможность устроиться на интересную и высокооплачиваемую работу в хороших компаниях.
«Новый ИТ-лидер вносит свой вклад в бизнес-уравнение, в совершенствование основных бизнес-процессов, — отметил Олейник. — В первую очередь руководителю департамента ИТ необходимо досконально знать, как компания делает деньги. Руководство компаний хочет знать, как сделать бизнес более эффективным с помощью ИТ, как сократить затраты, тем самым увеличивая прибыль. От ИТ-руководителя требуется не просто аргументировать необходимые объемы финансирования, а обеспечить возврат инвестиций в ИТ, показать, как увеличение расходов на ИТ повлияет на прибыль компании, ее капитализацию, конкурентоспособность. Организациям нужен тот, кто будет принимать квалифицированное решение: какой сервис покупать, какое программное обеспечение внедрять, какие стандарты использовать и т. п. Важнейшей задачей ИТ-руководителя является также обеспечение непрерывности и безопасности бизнеса».
Поскольку многие ИТ-руководители получили в качестве основного именно технократическое образование, им, по мнению Олейника, чтобы успешно работать на менеджерской должности, остро не хватает знаний в области экономики, финансов, различных сфер менеджмента: управление организацией, формирование стратегии компании, управление изменениями, маркетинг, управление знаниями. Современный ИТ-руководитель должен свободно оперировать финансовыми терминами, понимать методы стратегического планирования, чтобы говорить на одном языке с руководством компании, в частности в ходе обоснования стратегии развития ИТ и при формировании ИТ-бюджета.
Еще одним слабым местом российских CIO, по мнению Славина, является плохое знание международных ИТ-стандартов и методических рекомендаций, причем даже не самих текстов и требований — нередко ИТ-руководители даже не знают об их наличии. Славин, сам долгое время возглавлявший ИТ-подразделения различных организаций, отметил два направления, которые должны оставаться в центре внимания CIO. Первое — это методические знания, они регулярно обновляются и совершенствуются. ИТ-директор должен быть в курсе новых версий ИТ-стандартов, рекомендаций ITIL и других лучших практик. Второе — новые тенденции в области ИТ, тенденции в экономике и бизнесе отрасли, в которой работает предприятие. Их знание важно для понимания того, как их динамика может повлиять на изменение стратегии развития ИТ в будущем.
Современная эпоха заставляет обучаться все время, поскольку объем новых знаний растет экспоненциально, уверен Славин. За два-три года на рынке происходят достаточно серьезные изменения как в технологиях, так и в тенденциях развития бизнеса. Отсутствие систематизации знаний снижает эффективность ИТ-директора как управленца, поэтому регулярное прохождение курсов повышения квалификации необходимо.
«Самообучение является одной из основных форм непрерывного обучения, но оно, как правило, не дает системности. Необходимо регулярно проходить краткосрочные курсы переподготовки по всем темам в целом, по отдельным темам. Постоянное самообучение, регулярные семинары и конференции, курсы повышения квалификации — только все вместе эти формы способны поддерживать ИТ-директора на высоком профессиональном уровне», — резюмировал Славин.