Михаил Демидов: «Банки должны быть заинтересованы в использовании BPM, поскольку рынок требует от них постоянно совершенствоваться, повышать свою эффективность» |
Современное представление о бизнес-процессах предполагает сведение в единый процесс множества разнородных функций, каждая из которых может быть представлена в виде отдельного процесса при дальнейшей детализации. Связанные вместе единым управлением, они становятся гибким инструментом.
Анатолий Белайчук, президент компании «Бизнес-Консоль», отметил, что суть задач интеграции существенно зависит от характеристик и технологии исполнения бизнес-процессов. При этом ИТ-решения и технологии управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) используются в различных пропорциях и сочетаниях. В частности, если в исполнении бизнес-процесса большую роль играют люди, то доля BPM в интеграции значительно возрастает. Если изменчивость и/или сложность процессов высоки или они обладают большой продолжительностью и если человеческий фактор в них не очень значим, то в задачах интеграции особое значение приобретают технологические аспекты, связанные с согласованием работы прикладных информационных систем. И наконец, можно выделить группу интеграционных задач, в которых учет структуры и характеристик бизнес-процессов не имеет смысла, есть только чистая ИТ-интеграция.
В задачах интеграции с большой долей человеческого фактора необходимо прежде всего ответить на вопрос, какая бизнес-цель преследуется – нужно ли повысить объемы продаж, снизить корпоративные издержки и т. д. Только ответив на него, можно правильно выбрать цели проекта в области управления бизнес-процессами.
Помимо этого, считает Белайчук, необходимо учитывать изменчивый характер любого бизнеса. Традиционные подходы к разработке в этой области результата не дадут. Требования бизнеса к разработчикам будут постоянно меняться, это естественно и не является следствием плохой организации проекта. Многие ИТ-специалисты этого не понимают и считают заказчиков капризными или бестолковыми. Однако во многих случаях, изменения требований лишь слабое отражение той изменчивости внешней среды, с которой сталкивается сам бизнес. Потому общая рекомендация участникам подобных проектов — не спешить с проведением интеграции, пока процесс полностью не отлажен, не «устоялся». На первом этапе отладки желательно обходиться без интеграции, исполняя процесс в полуручном режиме, когда человек осуществляет коммуникацию между различными системами. Только после того как процесс приходит в соответствие с бизнес-целями, можно начинать заниматься стыковкой информационных систем.
Один из вариантов интеграции можно назвать интеграцией на уровне инфраструктуры. Это интеграция с системами управления контентом предприятия, с машинами бизнес-правил. Другим вариантом интеграции является «вращающийся стул», когда система непрерывно раздает поручения окружающим ее сотрудникам. Несмотря на негативное отношение к этому подходу ИТ-специалистов, на определенном этапе оптимизации бизнес-процессов так и нужно поступать. Далее можно выделить интеграцию на уровне данных и функционально- событийную интеграцию, когда система BPM инициирует работу тех или иных прикладных систем в зависимости от событий, возникающих в ходе выполнения бизнес-процесса.
Как отметил Михаил Демидов, руководитель направления отдела архитектуры и перспективных разработок Сбербанка России, банки должны быть заинтересованы в использовании BPM, поскольку рынок требует от них постоянно совершенствоваться, повышать свою эффективность. За счет использования BPM-платформы создается инструмент, который позволяет делать это непрерывно. В частности, сокращать время на автоматизацию, измерять ключевые показатели, находить узкие места в процессах. Для Сбербанка прежде всего были важны инструменты моделирования, поскольку они давали возможность установить связь между тем процессом, который согласовывался, и тем, который реализуется. На сегодня модели бизнес-процессов создаются в Microsoft Visio и рассылаются рецензентам, те формулируют свои замечания, модели модифицируются и процесс повторяется. Инструменты имитационного моделирования пока существенного применения не нашли. Безусловно, для банка был важен функционал создания бизнес-правил, поскольку каждый проектируемый процесс потребует непрерывной адаптации в процессе исполнения. Система бизнес-правил, по мнению Демидова, должна быть встроена в ИТ-поддержку бизнес-процесса. По технологическим причинам интеграционные инструменты, встраиваемые в системы BPM, не представляли большого интереса для Сбербанка. Эти соображения привели его к использованию Pega BPM компании PegaSystems – одного из крупнейших производителей ПО для управления бизнес-процессами. Демидов отметил, что аргументом в пользу этого решения было наличие автоматизированных процедур создания приложений для мониторинга и управления бизнес-процессами организации, что позволяет не прибегать к услугам разработчиков ИТ-департамента банка при изменении модели бизнеса.