Игорь Щеголев открыл третий Форум безопасного Интернета, на котором традиционно обсуждают проблемы защиты детей |
Дело в том, что согласно этому закону вся информация, распространяющаяся на территории Российской Федерации, в том числе и с использованием Интернета и «сетей подвижной радиотелефонной связи», должна быть снабжена метками, однозначно указывающими ограничения по возрасту. Метки должны ставить либо производители информации, либо ее распространители, а несоответствующая закону информация должна быть недоступна для детей.
Конечно, владельцы обычных сайтов могут легко разметить свои ресурсы, однако проблемы могут возникнуть у поисковых систем и социальных сетей. Поскольку поисковая машина формирует свою выдачу по данным найденных сайтов, то она относится к выделенной категории ресурсов — «перечни и каталоги информационной продукции», которые должны каждую ссылку размечать в соответствии с возрастной категорией. Проблема в том, что сами поисковые машины практически ничего не знают об информации, которую индексируют. Самостоятельно они вряд ли смогут провести предусмотренную законом экспертизу по всем собранным ссылкам, а, чтобы получить от сайта эту информацию, нужно разработать специальные протоколы или стандартные знаки, которые пока не разработаны. В законе предусмотрен соответствующий технический регламент, но и он еще не принят.
Второй проблемой является контент, генерированный пользователем, то есть все проекты категории Web 2.0, такие как социальные сети и блоги. Владелец ресурса не сможет самостоятельно оценивать возрастной ценз такого контента, а предусмотренная законом экспертиза, которая должна быть проведена течение 90 дней, сведет на нет всю ценность подобных ресрсов. Вполне возможно, что социальным сетям и блогам придется всю информацию помечать как «запрещенную для детей». При этом иностранные социальные сети не будут иметь подобных ограничений, поскольку они находятся под юрисдикцией других стран, но ограничение доступа к ним законом не предусмотрено. Таким образом, российский закон будет действовать в интересах иностранных компаний. Самая популярная социальная сеть — «ВКонтакте» — уже переехала в домен vk.com, а до сентября еще успеет перенести за границу и сами серверы.
Закон предусматривает разделение всей информации по возрастным категориям: до 6 лет, до 12 лет, до 16 лет и взрослые. Для каждой категории дается определение информации, которая может повредить детям соответствующего возраста. В частности, в определении для детей младше 6 лет есть такой пассаж «...при условии торжества добра над злом...» По мнению Михаила Якушева, вице-президента Mail.Ru Group, это первый закон, который оперирует понятиями добра и зла. «До введения закона в силу нужно внести в него некоторые поправки», — считает Якушев.
Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций, привел статистику по количеству пользователей российского Интернета. По его данным, в России сейчас 60 млн пользователей Сети, из которых более половины (59%) в возрасте от 12 до 15 лет, а на них распространяются ограничения по доступу к информации. В результате этим пользователям могут оказаться недоступны наиболее современные технологии Интернета, такие как поисковые машины, социальные сети и блоги, что, конечно, увеличит их защищенность, но не позволит полноценно развиваться, хотя в названии само слово «развитие» указано.
В законе также предусмотрена установка «технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», то есть фильтров. Аналогичные требования есть и у Минобрнауки к провайдерам широкополосного доступа, работающим со школами. Все это приведет, скорее всего, к бурному развитию бизнеса в области средств фильтрации контента.