Компания CDNvidеo, построившая собственную сеть распространения контента, объявила 4 апреля о начале предоставления услуг хранения, транскодирования и доставки видео российским и зарубежным заказчикам. Стоимость услуг, оказываемых под торговой маркой Cloud4Video, составит несколько тысяч рублей в месяц — в эту сумму входит также разработка веб-интерфейса для хранилища видео и хостинг веб-приложений для работы с видео. Компания предоставляет определенные гарантии по доставке видео клиентам.
В основе сервиса Cloud4Video лежит собственная сеть доставки и распределения контента (Content Delivery Network, CDN), которую компания построила два года назад и сейчас продолжает развивать. У компании есть около десятка точек подключения к российским операторам (самая восточная точка — в Чите), а также дополнительные узлы на Украине, в Казахстане, Германии, Нидерландах и США. Специальное программное обеспечение распределяет видеоконтент между узлами присутствия компании так, чтобы клиенту он передавался как можно быстрее — с ближайшего сетевого узла.
Особенностью сервиса Cloud4Video является преобразование форматов видеопотоков. Это делается на лету, что позволяет конечным пользователям смотреть один и тот же видеопоток как на персональном компьютере, так и по телевизору, подключенному к Интернету. Благодаря алгоритму транскодирования у пользователя появляется возможность видеть тот же видеопоток еще и на смартфонах или планшетных компьютерах — система автоматически подберет оптимальную скорость видеопотока и нужную кодировку сигнала. «Клиентам достаточно только создавать видеоконтент, — объясняет Ярослав Городецкий, генеральный директор CDNvideo, — а все остальное за него делаем мы».
Следует отметить, что создатели CDN во всем мире решают похожую задачу оптимизации «узких» магистральных каналов. Такая проблема возникает при быстром развитии услуг домашнего широкополосного доступа. Когда потребитель подключается на скорости в десятки мегабит в секунду и таких клиентов тысячи, то магистраль уже должна справляться с потоками в десятки гигабит. Чтобы эффективно управлять таким мощным трафиком без заторов в узких местах, нужно оптимизировать доставку контента. Если же речь идет о видеосервисах, качество которых очень сильно ухудшается при снижении пропускной способности канала, то для их эффективной работы нужно предусмотреть механизмы приоретизации трафика и минимизации задержек. Именно для решения подобных проблем и предназначена инфраструктура CDN.
В России видеотрафик, передаваемый по общедоступным сетям интернет-провайдеров, до последнего времени не считается настолько важным, чтобы оптимизировать его доставку. Поэтому качественных видеопроектов в Рунете было немного. Фактически в каждом отдельном случае компаниям приходилось создавать собственную CDN и распределять по ней свой «тяжелый» контент. В нашей стране таких сетей распространения контента несколько — их создали «Яндекс», Mail.ru, «Рамблер», RuTube и другие крупные интернет-компании. Однако коммерческих CDN, услугами которых могли бы воспользоваться все желающие, в России немного. Судя по проекту с применением веб-камер на выборах, собственную CDN в спешном порядке построил «Ростелеком», однако о планах компании по предоставлению услуг на базе такой сети ничего не известно. У грандов мирового рынка CDN, таких как Akamai Technologies, через сеть которой работают Google, Facebook и Twitter, в России пока нет точек приземления трафика.
Так или иначе, в России пока только 3% сайтов содержат видеоконтент, а на Западе таких сайтов 20%. Сейчас телевизионные и радиовещательные компании, особенно региональные, предлагают посетителям своих веб-сайтов фрагменты эфирных программ; образовательные учреждения публикуют видеокурсы; магазины размещают видеодемонстрации товаров, а рестораны, кафе и бары просто транслируют картинку с внутренних камер видеонаблюдения. Появляются даже предприятия, которые транслируют в Интернете такие важные совещания, как заседания совета директоров и собрания акционеров. По словам Городецкого, до 80% клиентов CDNvideo именно так и генерируют видеопоток — с камер видеонаблюдения.
Сервисы распространения видео, подобные предлагаемому CDNvideo, в состоянии сильно изменить облик Web. Вместо сложного текстового интерфейса сайты могут «трансформироваться» в экран телевизора с более простой навигацией. Этому будет способствовать и возможность подключения телевизоров к Сети, и распространение планшетных компьютеров, управляемых с помощью сенсорного интерфейса.