Инженеры и конструкторы команд Формулы-1 работает над созданием новых автомобилей на перспективу, но при этом не забывают и о сегодняшних стремительных гонках |
Круг в Формуле-1 пилоты проходят за полторы-две минуты, и для поиска неисправностей в болиде, несущемся со скоростью 300 км/ч, инженеры гоночных команд активно используют телеметрические средства и инструменты бизнес-анализа. «Каждая доля секунды здесь на счету, – отметил Греме Хаклэнд, ИТ-директор команды Lotus F1. Спонсорами Lotus F1 являются компании Lotus Cars и Renault. На недавнем этапе в Бахрейне Формулы-1 пилоту Lotus F1 не хватило до первого места всего три секунды.
Информационные технологии никто в этом поражении не винил – пилот признал после заезда, что невовремя нажал на тормоза. Но Хаклэнд заметил, что ИТ должны функционировать без сбоев, и процесс разработки приложений необходимо совершенствовать. «Если программное обеспечение создает у конечных пользователей трудности или отвлекает их от выполнения основной работы, это наихудший для нас сценарий», – указал он.
Скорая разработка набирает ход
Не так давно в Lotus F1 отказались от традиционных методов разработки приложений в пользу скорой (agile) разработки, и взяли на вооружение методологию Scrum и мощные средства визуализации. Конечная цель заключается в том, чтобы предоставить сервисной бригаде и конструкторам автомобилей наиболее удобные средства в максимально сжатые сроки. Кроме того, Хаклэнд намерен переломить ситуацию, при которой разработчики ИТ-решений не всегда понимают желания сервисеров и проектировщиков. «Им хотелось бы, чтобы мы с первого раза делали все правильно», – пояснил он.
«Постоянная связь между разработчиками и будущими пользователями программ в процессе скорой разработки позволяет прояснить, как должен выглядеть продукт, почувствовать процесс и приобщиться к нему как можно раньше, – отметила аналитик Forrester Research Марго Виситасьон. – Однако организации недооценивают культурный шок, происходящий при переходе на скорую разработку. Начинается все со сбора требований, затем они обрабатываются и преобразуются в готовые продукты, и наконец, много месяцев спустя мы ожидаем совершенного решения, а между тем, за это время в процессе взаимодействия происходят серьезные перемены».
Последние два года команда Lotus F1 финишировала в турнирах Формулы-1 пятой. В ближайшие два года она намерена побороться за пьедестал. «В этом же году наши шансы на победу ничтожны», – признал «посол» Lotus Эмерсон Фиттипальди.
В турнире Формулы-1 двенадцать команд принимают участие в 20 гонках. Заезды проводятся с интервалом в две недели с марта по ноябрь в разных городах мира. Каждая команда проектирует и строит собственный гоночный автомобиль. Некоторые спецификации и правила меняются ежегодно. В 2014 году, например, будут введены ограничения на двигатели с турбонаддувом и новую систему подачи топлива. Команда Lotus F1 уже работает над созданием конструкций на перспективу. Но при этом не забывают здесь и о сегодняшних стремительных гонках. Для Хаклэнда это означает обеспечение еще более быстрого сбора информации и создание более сложных аналитических инструментов, обеспечивающих его команде конкурентные преимущества.
Половина ИТ-группы, в состав которой входят 14 человек, занята разработкой программного обеспечения. Традиционный метод «водопада», применявшийся разработчиками, в современных условиях оказался слишком неповоротливым. Сначала определялись функциональные спецификации, затем технические спецификации, после этого осуществлялась сборка программ и наконец тестирование. Конечные пользователи привлекались главным образом на начальных и конечных этапах, не принимая участия во всем процессе в целом.
Сейчас даже небольшие изменения и дополнения, вносимые в конечный продукт, делают его заметно лучше. «Когда вы видите существенное ускорение, возникает понимание того, что для вас является действительно ценным, а что можно отодвинуть на задний план, – заметила Виситасьон. – Это помогает команде сосредоточиться на сути проекта».
В соответствии с новым, agile-подходом Lotus F1, пользователи ежедневно встречаются с разработчиками и оценивают достигнутый прогресс через каждые три недели. В процесс постоянно вовлечена группа тестирования. «К моменту завершения разработки мы подходим в тесном взаимодействии с другими участниками команды, чего ранее никогда не происходило», – указал Хаклэнд.
Визуальная диагностика
Недавно ИТ-группа взяла на вооружение программное обеспечение визуализации, разработанное компанией iRise. Оно должно улучшить ключевой программный инструмент – систему гоночной стратегии, которая помогает команде определять, когда следует загонять машины на обслуживание. Программа учитывает номер круга, скорость, позицию в гонке, изношенность шин, активность конкурентов и данные, получаемые с 200 датчиков, установленных на автомобилях Lotus F1. Пока автомобиль проходит круг, система может смоделировать 10 тыс. различных ситуаций. Если инженеры начнут возиться с неудобным пользовательским интерфейсом или будут в течение нескольких минут ждать результатов вычислений, они потеряют время – и упустят открывшиеся перед ними возможности.
Механизм визуализации, который разработчики интегрировали в программное обеспечение вместе с системой iRise, позволяет членам команды использовать новые возможности пользовательского интерфейса и выдавать рекомендации по улучшению конечного продукта. Группа тестирования может дополнить незавершенный код какими-то ценными идеями. Ранее в процессе разработки у пользователей появлялась возможность увидеть только статические экраны. А довольно часто они не видели вообще ничего. Узнать, нравится ли им программа, и насколько она проста в использовании, было практически невозможно.
Хаклэнд надеется, что по мере продолжения работ подход, демонстрируемый его командой, станет еще более скорым. «Если улучшенные ИТ помогут уменьшить объем работы, выполняемый инженерами вручную, те в свою очередь смогут сосредоточиться на автомобиле и водителе», – пояснил он. Между тем, сейчас команда готовится к гонкам в Барселоне и Монако. Возможно, Lotus F1 и сумеет вернуть потерянные три секунды.