23 мая отмечено новой вехой на пути электронизации документооборота в нашей стране: вступил в силу Приказ ФНС России от 5 марта 2012 года № ММВ-7-6/138, утвердивший форматы электронных счетов-фактур, книг покупок и продаж и журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур. В этот же день был начат электронный обмен счетами-фактурами. Первый документ был передан между известной сетью супермаркетов и ее поставщиком через систему электронного обмена документами «Диадок» — по закону в нашей стране обмен цифровыми счетами-фактурами должен осуществляться только через операторов электронного документооборота.
Как утверждают в «СКБ Контур» (оператор «Диадок»), главной выгодой для компаний от перевода счетов-фактур в электронную форму станет сокращение налоговых рисков. По данным Ernst & Young за 2010 год, в результате налоговых проверок 63% компаний были начислены дополнительные суммы налоговых обязательств — в основном по налогу на прибыль и на добавленную стоимость. В 29% случаев причина заключалась в неправильном оформлении счетов-фактур, в 19% — в невозможности документально подтвердить расходы, по которым был зачтен входящий НДС. В отличие от бумажных документов, электронные счета-фактуры потеряться не могут и всегда корректно оформлены.
Впрочем, ощутимую выгоду от электронизации счетов-фактур могут ожидать лишь крупные организации. Как полагает Бу Харальд, эксперт в области электронных счетов-фактур и руководитель консультативного отдела компании Tieto, малые и средние предприятия не получат больших преимуществ сразу (экономия может составить порядка 1% оборота) и не увидят их в более отдаленной перспективе. Однако для экономики в целом, для госсектора и крупных предприятий выгоды настолько велики, что Харальд считает оправданным введение обязательного перехода на электронные счета-фактуры.
Основные задачи, которые потребуется решить при переходе к использованию электронных счетов-фактур, — это достижение договоренностей с контрагентами и адаптация учетных систем. Что касается «Диадока», то пользователям пакета «1С:Предприятие» предлагается бесплатный интеграционный модуль, обеспечивающий работу со всеми функциями системы — отправка и получение документов, обновление и синхронизация данных между проводками в «1С» и данными в документах, работа со списком контрагентов. Заказчикам, использующим ПО SAP, предлагаются готовые решения компаний Terralink (стоимостью от 500 тыс. до 1,5 млн руб.) и Docflow Best Practice (765 тыс. руб.). Интеграция с прочими учетными системами пока возможна только через программный интерфейс.
Кроме того, СКБ «Контур» предлагает утилиту «Диадок-принтер», которая работает с любыми учетными системами. Она выполняет распознавание счетов-фактур, отправляемых на печать (для этого к системе добавляется виртуальный принтер) и позволяет преобразовывать их в новую форму, а также отправлять через систему «Диадок».
По данным «СКБ Контур», в настоящее время в переходе на электронный документооборот при взаимодействии с контрагентами заинтересовано около 20% компаний.