Джек Дорси: «IPO произойдет, когда мы почувствуем, что компания готова к этому». Источник: Joi Ito/Wikipedia |
В докладе Greencrest Capital говорится, что если IPO крупнейшего сайта микроблогов Twitter состоится в 2014 году, он будет оценен в 11 млрд долл.
Таким образом, компания восстановила свою капитализацию, которая упала до 9 млрд долл. после плохо подготовленной процедуры IPO социальной сети Facebook в 2012 году. Оценка проводилась на основе анализа торгов на вторичных рынках. Однако аналитик Greencrest Макс Вольфф в интервью журналу Forbes признал, что расчет стоимости компаний на основе данных вторичных рынков – слишком сложный и непрозрачный процесс.
Стоимость Twitter подняли также слухи о возможном приобретении сервиса микроблогов компанией Apple.
«Таким образом, стоимость Twitter после проведения Facebook первичного размещения вернулась на уровень 11 млрд долл., – указал Вольфф. – Приток новых пользователей и усилия, направленные на монетизацию, принесли свои плоды и обещают Twitter еще один удачный год».
Конкретные сроки выхода Twitter на фондовую биржу с первичным размещением акций пока не сообщаются. В прошлом году один из основателей сервиса Джек Дорси заявил, что IPO произойдет, «когда мы почувствуем, что компания готова к этому».
Комментируя новости, Роберт Маркус, директор инвестиционного банка QuantumWave Capital, заметил, что целесообразность выхода на биржу таких компаний, как Twitter, вызывает серьезные вопросы.
«Мы уже видели, как IPO у Facebook из величайшего успеха в истории менее чем за 48 часов превратилось в полный провал, – напомнил Маркус. – Стоимость акций с 45 долл. упала до 19 долл. И если менеджмент и инвесторы, уже владевшие акциями компании, сорвали огромный куш, то внешние покупатели, характеризуемые буквой 'P' в слове IPO (Initial Public Offering, 'первичное публичное размещение' — прим. ред.), серьезно пострадали».
Успех Twitter, как и у Facebook, определяется популярностью сервиса среди клиентов. Дальнейшее развитие проекта будет зависеть от монетизации и построения устойчивой бизнес-модели, особенно в мобильной сфере.
«Проведение IPO необходимо Twitter в самую последнюю очередь, – подчеркнул Маркус. – Компания должна расти и развиваться на основе собственной модели органичного извлечения доходов».
Опрос частных инвесторов и представителей венчурных фондов, проведенный финансовым консультантом Грантом Торнтоном, показал, что IPO технологических компаний скорее всего останется в 2013 году на низком уровне, по крайней мере, в Великобритании. Такую возможность рассматривают менее 10% опрошенных, несмотря на все усилия Лондонской фондовой биржи, направленные на привлечение технологических предприятий к IPO. Вместе с тем, аналитики Magister Advisors прогнозируют, что по крайней мере одна европейская технологическая компания сумеет получить миллиард долларов за счет продажи, IPO или мобилизации капитала.
По словам управляющего директора Magister Advisors Виктора Басты, ближайшие несколько лет будут для европейских организаций благоприятными, и им удастся приблизиться к результатам, продемонстрированным в США в 2009-2010 годах. Тогда европейским компаниям удалось собрать около 15 млрд долл., а американским – около 30 млрд.
Маркус полагает, что бурное развитие мобильного Интернета в течение ближайшего года будет способствовать иррациональным оценкам большинства ведущих игроков нового рынка, сопровождаемым образованием и сдутием пузырей, а также резким ростом цен, на смену которому придет их столь же стремительное падение.