Авторы проекта Aiva Mobile сделали ставку на представителей этнических общин из стран СНГ, часто и подолгу посещающих Россию |
Задержка в развитии
По мнению большинства экспертов, выступавших на форуме, рынок MVNO (Mobile Virtual Netvork Operator) в России все еще не сформировался.
«Даже с учетом аффилированных с хост-операторами MVNO и суббрендов мобильных операторов, абонентская база виртуальных операторов в России не превышает 1% количества активных SIM-карт. Рынок MVNO в России по-прежнему находится в самой ранней стадии своего развития», — заявил Евгений Васильев, генеральный директор компании «МТТ Групп», открывая форум.
Михаил Быковский, заместитель директора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи России, пояснил, что виртуальные операторы, в зависимости от масштаба и класса поставленных задач, реализуют на рынке различные бизнес-модели. Если компания сама организует маркетинг и продажи, осуществляет биллинг и тарификацию, непосредственное обслуживание и поддержку абонентов, самостоятельно предоставляет им услуги и сервисы, отвечает за межоператорское взаимодействие и управление трафиком, но не имеет своей сотовой сети (базовых станций и соответствующего частотного ресурса), то эта компания является полноценным виртуальным оператором, и ее бизнес-модель называется Full MVNO. Если же из перечисленного набора функций исключены управление трафиком и межоператорское взаимодействие, то это уже облегченная бизнес-модель виртуального оператора, или Light MVNO. Две другие модели, где функциональность операторов еще меньше, называются Second Brand и Branded Reseller.
«Право на существование имеют все модели, но мы не увидели, что какая-то из них преобладает на рынке», — отметил Быковский.
Васильев же считает, что у нас в стране сейчас доминирует модель Light MVNO. По его мнению, создание Full MVNO – процесс, сравнимый по сложности с запуском нового федерального оператора связи. Это долго и дорого, но только такой подход позволяет виртуальному оператору самостоятельно управлять услугами, контролировать расходы на привлечение и удержание абонентов, создавать для них уникальные продукты, утверждает глава МТТ.
По данным Быковского, сейчас в мире действуют 812 виртуальных операторов, из них значительное число (224) избрали одну из наименее функциональных моделей — Second Brand. Любопытно, что 65% всех операторов сосредоточено в Европе, где их доля на рынке услуг мобильной связи составляет 9%. Лидером по развитию MVNO является Германия, в которой виртуальные операторы контролируют 20% рынка услуг сотовой связи.
Барьеры и стимулы
«Почему в Европе так активно развиваются MVNO? Там в середине прошлого десятилетия были очень быстро построены сети третьего поколения, и операторы вскоре поняли, что не смогут самостоятельно освоить весь их коммерческий потенциал. Тогда они создали благоприятную среду для появления виртуальных операторов, облегчив им доступ к своим ресурсам. К тому же еще в 2009 году в Европе была введена услуга MNP, что также способствовало развитию виртуальных операторов», — объясняет Быковский.
В России, где, по его словам, практически нет препятствий неэкономического характера для развития MVNO, выдано уже около 100 соответствующих лицензий, но фактически операционную деятельность ведут лишь 10 компаний. Среди них Yota, WhyFly, «Связной Мобайл» и др. Их совокупная клиентская база составляет примерно 2,4 млн абонентов. А если исключить из этого списка весьма условно занесенную в него компанию Yota, то достижения российских MVNO окажутся совсем скромными. Эксперты называют несколько причин такого положения. Это высокий уровень конкуренции между основными игроками рынка мобильной связи – операторами «большой тройки». Они не хотят делиться своими абонентами с виртуальными операторами, хотя готовы переложить на них задачи увеличения объема трафика в своих сетях. Еще один барьер — очень низкая стоимость (по сравнению с Европой) услуг голосовой связи и мобильного широкополосного доступа, что затрудняет появление на рынке дискаунтеров MVNO. Наконец, ведущие сотовые операторы России активно играют практически во всех сегментах рынка, лишая конкурентов шансов на развитие даже в узких нишах.
Но существуют и предпосылки для развития MVNO. По мнению исполнительного директора некоммерческого объединения «Союз LTE» Гульнары Хасьяновой, стимулом для них может стать переход к сетям четвертого поколения на базе технологии LTE. Ее технологические особенности открывают для виртуальных операторов возможности реализовать новые бизнес-модели. И во многих странах на базе LTE сейчас создаются виртуальные операторы, например Simple Mobile на базе сети T-Mobile или NetZero на базе Sprint. Это очень крупные проекты.
В настоящее время Россия входит в пятерку ведущих стран по развитию LTE. Как сообщила Хасьянова, по итогам 2013 года отечественными операторами было построено 10,5 тыс. базовых станций 4G в 50 субъектах РФ, абонентская база LTE в России на конец первого квартала составила 2 млн подписчиков. Российский рынок LTE растет с опрежением прогнозов, и это может сыграть на руку виртуальным операторам, поскольку LTE открывает для них широкие возможности для реализации уникальных сервисов в новых рыночных сегментах.
Кроме того, появлению новых MVNO будут способствовать объявленный регулятором переход к принципу технологической нейтральности в отношении услуг связи, совершенствование межоператорского взаимодействия, а также запуск механизма переносимости абонентских номеров.
Переоценили переносимость
Юрий Домбровский, президент Ассоциации региональных операторов связи, считает, что запуск MNP в нашей стране можно считать свершившимся фактом, хотя внедрение данной услуги проходило напряженно и местами даже драматически. Услуга отлажена, и вся необходимая нормативная база для ее реализации наличествует, но вот спрос на услугу пока невелик.
В 2013 году, накануне запуска MNP, специалистами ЦНИИС был сделан прогноз о востребованности этой услуги. Ожидалось, что переход из одних сетей в другие с сохранением прежнего номера осуществят 10-15% абонентов клиентской базы, то есть услугой будут охвачены от 24 млн до 36 млн абонентов. Однако, по данным за апрель этого года, общее число заявок на услугу MNP составило 338 757, а перенесено было в общей сложности 186 005 номеров. Дальнейшие прогнозы ЦНИИС показывают, что к концу этого года спрос на MNP достигнет максимума в 2,1 млн заявок, при этом число переходов составит примерно 1,5 млн. Это означает, что проникновение услуги будет варьироваться в пределах 0,63%-0,92% совокупной абонентской базы и в перспективе ее аудитория расти почти не будет. То есть услуга останется нишевой, а прогнозы спроса на нее оказались завышены в 11-24 раза.
Этнический фактор
На форуме MVNO & MNP Russia 2014 генеральный директор компании МТТ Евгений Васильев объявил, что в конце мая будет запущен полноценный оператор MVNO на базе сети МТС.
«Основое ограничение для реализации успешных проектов MVNO – не препоны в госрегулировании или сопротивление ведущих сотовых компаний, а недостаток креативности инициаторов неудавшихся проектов», — заявил он.
Проанализировав действующие предложения российских виртуальных операторов, в МТТ пришли к выводу, что успех может сопутствовать только MVNO с четко сегментированным продуктом, сфокусированным на конкретную целевую аудиторию. В МТТ сделали ставку на представителей этнических общин из стран СНГ, часто и подолгу посещающих Россию. Эти люди, по мнению маркетологов МТТ, имея бизнес, работу, дом и семью в разных странах, склонны к активному общению по телефону. При этом у них есть необходимость постоянно оставаться на связи в обоих странах — на родине и в России одновременно.
По официальным данным миграционной службы, общее количество трудовых мигрантов в Московском регионе составляет примерно 1,8 млн человек. Порядка 50-60% из них каждый год возвращаются домой и перемещаются между странами. Таким образом, целевая аудитория нового проекта MVNO может составить 1,1 млн человек. Проект получил название Aiva Mobile. Компания МТТ подготовила для него все необходимое — биллинговую систему, собственный коммутатор GMSC, систему HLR, каналы передачи данных, контактный центр, который будет обеспечивать поддержку абонентов на русском и родном для абонентов языке. Единственный ресурс, который будет позаимствован для сети Aiva Mobile у МТС, — это радиочастотный спектр и инфраструктура базовых станций.
На первом этапе оператор начнет оказывать услуги в России и в Таджикистане. Абонентам будут предоставляться номера с кодом (958). При этом МТТ обеспечит самостоятельный пропуск исходящего и входящего трафика абонентов в магистральном сегменте.
Абоненту на одной SIM-карте будут предоставлены сразу два активных номера — российский и таджикский, чтобы он мог звонить и принимать звонки на любой номер в каждой из этих стран. Эта опция была реализована специалистами с помощью ителлектуальной сетевой маршрутизации.
Уникален и способ продвижения продукта — точки распространения SIM-карт будут размещены на территории стран присутствия сети Aiva Mobile на вокзалах, в аэропортах, в других местах массового скопления потенциальных абонентов.
При плановом показателе ARPU в 500 руб. и достижении доли проникновения MVNO в этническом сегменте на уровне 7%, доходность услуги может составить 641 млн руб. в год, подсчитали в МТТ. Через год после коммерческого старта проекта виртуальный оператор планирует предоставлять услуги в трех странах, подключив к сети Киргизию и Узбекистан. К этому времени абонентская база должна будет вырасти до 100 тыс. активных пользователей. Кроме того, МТТ планирует запустить услуги по модели MVNE (Mobile Virtual Network Enabler), начав предоставлять из своего облака инфраструктуру для создания небольших (с числом клиентов около тысячи) виртуальных операторов, сфокусированных на очень узких сегментах и уникальных сервисах.