Аналитики Gartner считают DevOps определенной философией, для следования которой необходимы изменения культуры коммуникаций в ИТ-департаментах. Однако инструменты автоматизации имеют не меньшее значение для успешного перехода к DevOps. По прогнозам Gartner, объем рынка таких систем в 2015 году достигнет 2,3 млрд долл., рост по сравнению с прошлым годом составляет 21,1%. Востребованность этих продуктов вполне объяснима – аналитики полагают, что DevOps перестает быть нишевой стратегией крупных облачных провайдеров и в 2016-м будет реализована в четверти компаний из списка Global 2000.

Интерес к DevOps проявляют многие поставщики решений автоматизации процессов разработки и эксплуатации ИТ-сервисов. Однако не удивительно, что HP, с ее солидным бэкграундом в обеих этих сферах, а также в области комплексного управления ИТ, стала, фактически, первопроходцем на российском рынке с точки зрения предложения единого универсального подхода к реализации DevOps, как в свое время была первой, кто начал систематически продвигать в нашей стране принципы управления ИТ-сервисами (ITSM).

В чем особенности стратегии DevOps в Hewlett Packard Enterprise и какие компания предпринимает шаги по ее реализации на российском рынке, рассказывает Андрей Кутуков, директор департамента программных решений HPE в России.

— Как в НРE определяют DevOps?

DevOps – это подход, который позволяет подразделениям разработки, тестирования и эксплуатации реализовывать текущие требования бизнеса по постоянному выпуску ПО и сервисов путем организации взаимодействия этих групп. Это определение было сформулировано осенью прошлого года, когда компания начала структурировать свою деятельность в области DevOps, и, по моему мнению, оно одно из самых удачных. В нем вводятся три основных участника процесса – подразделения разработки, тестирования и эксплуатации, объясняется суть процесса – реализация требований бизнеса по постоянному выпуску ПО и сервисов и задается метод, как это сделать – путем взаимодействия всех сторон.

— Что послужило стимулом к тому, что компания начала активно заниматься этим направлением?

Актуальность темы для рынка. Концепция DevOps известна не первый год. Программные решения HPE для управления требованиями, автоматизации тестирования, повышения эффективности процессов эксплуатации ИТ развиваются уже много лет. Но наступил момент, когда и бизнес, и ИТ-организации начали осознавать, что на разработку, тестирование и эксплуатацию надо смотреть как на сквозной процесс – только в этом случае удастся ускорить выпуск новых ИТ-сервисов, без которых бизнес сегодня может потерять конкурентоспособность.

С помощью DevOps ИТ-департамент получает реальную возможность стать более гибким и эффективным и значительно быстрее внедрять новую функциональность. Для больших корпоративных ИТ-организаций это серьезная смена парадигмы, которая не может пройти безболезненно и часто отторгается. Но наиболее зрелые ИТ-департаменты активно движутся в сторону DevOps. Сегодня с наибольшим энтузиазмом обсуждают применение новой концепции банки, которые, как всегда, на острие ИТ-инноваций. На рынке финансовых услуг конкуренция давно вышла за рамки банальных процентов по кредитам, теперь условием успеха становится способность предлагать современные комплексные продукты и постоянно их обновлять, предугадывая потребности заказчика и вовремя предлагая то, что ему действительно необходимо. Технологическое совершенство становится определяющим для получения банком конкурентных преимуществ.

Понимая потребность заказчиков в DevOps и обладая набором программных решений для реализации этой концепции, наша компания вывела на рынок свои предложения в этой области и постоянно развивает портфель продуктов и сервисов, чтобы с наибольшей эффективностью поддерживать DevOps.

— Что предлагает НРE для реализации DevOps?

Год назад в HPE была создана специальная группа, в основном из европейских специалистов, которая работает над пакетом предложений HP DevOps. Перед ними стояла задача комплексного описания процессов DevOps на всех уровнях – от общей архитектуры решения до конкретных интеграционных сценариев.

Когда такая модель процессов была построена, началось формирование сервисов на ее основе. Первая группа таких сервисов – это семинары, на которых мы рассказываем заказчикам о том, что представляет собой DevOps с точки зрения HPE, что необходимо для реализации этой концепции, определяем планы развития и рекомендации, специфичные для данного предприятия. Кроме того, мы предлагаем сервисы по выбору и настройке процессов DevOps. В зависимости от своих задач предприятие может выбрать реализацию всего и сразу, хотя мы рекомендуем пошаговый подход к внедрению. Третья группа сервисов обеспечивает настройку средств автоматизации DevOps.

Портфель HPE DevOps постоянно развивается и расширяется. Этим летом, например, был выпущен так называемый DevOps Model Office – универсальное решение, интегрирующее множество продуктов как НРE, так и сторонних производителей для демонстрации различных сценариев DevOps. Решение может быть представлено в виде виртуальной среды или развернуто на площадке заказчика. Это дает возможность на практике увидеть непрерывную интеграцию (Continuous Integration) и непрерывное предоставление (Continuous Delivery) как составные части DevOps.

Наш подход к реализации DevOps отличает комплексность. Хорошо понимая, как это должно быть выстроено с точки зрения процессов, HPE предлагает соответствующий консалтинг и при этом обладает набором инструментов автоматизации, позволяющих реализовать эти процессы от начала и до конца.

— Насколько подход DevOps востребован в России? Кто ваши потенциальные заказчики?

В России очень большой интерес к этой концепции. Мы проводим семинары по DevOps, и многие заказчики просят нас оценить текущее состояние их ИТ-подразделений с точки зрения отношений между группами разработки и эксплуатации, построить для них «дорожную карту». Сейчас такая работа ведется с несколькими крупными компаниями, и, думаю, когда мы сможем рассказать рынку о ее результатах, это даст еще один толчок к продвижению DevOps в России.

Методология DevOps особенно актуальна для тех компаний, которые предоставляют большое количество сервисов конечным потребителям, поэтому наши потенциальные клиенты в России – это в первую очередь банки и операторы связи. Возможно, за ними последуют представители розничной торговли.

— Планируется ли привлечение партнеров к реализации проектов по HPE DevOps?

Пока мы рассчитываем на собственные силы, но проводим обучение партнеров, рассказываем им о DevOps как о новой и перспективной области.

— Управление ИТ всегда было одним из ключевых направлений для HP Software. Есть ли взаимосвязи между HPE DevOps и другими областями ИТ-управления, которыми занимается компания, например, ITSM?

Безусловно. И последнее время нам в этом очень помогает IT4IT – концепция единой архитектуры управления ИТ, которую разрабатывает и продвигает консорциум The Open Group. HPE принимает активное участие в этой работе. DevOps, как и ITSM, является одним из аспектов архитектуры IT4IT. Очень ценно то, что в ее разработке ведущую роль играют заказчики, в частности, инициатором создания рабочей группы по IT4IT в The Open Group была компания Shell.

DevOps и IT4IT входят в список основных направлений, которые программный департамент Hewlett Packard Enterprise намерен продвигать сегодня на рынок.

— Внедрение DevOps – задача организационная и культурная в не меньшей степени, чем техническая. Вы готовы помогать своим заказчикам в решении такого рода проблем?

В DevOps, как и в ITSM, есть три составные части – процессы, люди, технологии, и человеческий фактор – проблема номер один для организаций, решивших встать на путь DevOps. Можно внедрить процессы и технологии DevOps, но без перестройки сознания это работать не будет. Поэтому существенной частью подхода HPE DevOps является работа с людьми, что подразумевает как обновление оргструктуры, так и формирование правильного поведения, это необходимо для перехода от разрозненных групп разработки и эксплуатации к единой команде с общими KPI и четко определенными ролями. Нам помогает многолетний опыт консалтинга по управлению организационными изменениями.

Все дело в инструментах

Появление концепции DevOps в значительной степени связано с распространением гибких (agile) подходов к разработке, которые нуждаются в соответствующей оперативности внесения изменений на этапе эксплуатации. Однако переход компаний к DevOps зачастую сдерживало отсутствие технологий, позволяющих ускорить цикл разработки от появления идеи до передачи сервиса в «продуктив». Как отмечает Андрей Косыгин, архитектор решений Hewlett Packard Enterprise в России, если создание тестовой среды занимает от месяца до полугода, что очень часто бывает на практике, то все преимущества быстрой разработки нивелируются. Кроме того, необходимы решения для налаживания сквозных процессов DevOps. В их отсутствие результаты разработки приходится вручную передавать на тестирование (причем сред и видов тестирования может быть множество), а затем тоже вручную вводить продукт в эксплуатацию.

По словам Андрея Косыгина, за последнее время в портфеле компании HPE появились новые решения для быстрого развертывания сред тестирования, а также реализованы возможности интеграции инструментов автоматизации разных этапов жизненного цикла в единый комплекс, благодаря чему процессы DevOps могут быть внедрены быстро и эффективно. Косыгин также подчеркивает, что в реализации процессов HPE DevOps программные средства HPE могут взаимодействовать с решениями с открытым кодом, а также с инструментарием других вендоров.