Андрей Кутуков, директор департамента программных решений Hewlett Packard Enterprise в России
В октябре 2015 года корпорация HP объявила о разделении на две компании — HP Inc. и Hewlett Packard Enterprise. В ближайшее время выйдет ряд публикаций, где будет рассказано о новой стратегии HPE в части программных решений. Представляем вашему вниманию вводную статью.
По мнению отраслевых экспертов, 2016-й станет «годом цифровых преобразований». Очевидно, что промедление чревато множеством негативных последствий, среди которых — несвоевременное реагирование бизнеса на требования рынка, а также проблемы, связанные с необходимостью удержания клиентов и сохранения их лояльности. Чтобы добиться заметного успеха, требуется ускорить объединение технологий и новых идей в рамках цифровой трансформации. При этом к проектам трансформации руководители предприятий зачастую относятся как к «цифровой рулетке», считая их чрезвычайно рискованными, а результат — непредсказуемым.
Действительно, успеху цифровых проектов препятствует их сложность: помимо технологических проблем, возникают организационные, в том числе конфликт интересов. Только одна из четырех компаний, ступивших на путь цифровой трансформации, действительно уверена в правильности принимаемых решений, а две компании из трех открыто признают, что подобные проекты, реализуемые у них, скорее являются авантюрой.
Причина сомнений понятна: цена ошибки крайне высока. Именно этот факт предопределяет растущую востребованность консалтинговых услуг. Согласно оценкам IDC, к 2019 году рынок цифровой трансформации достигнет 2 млрд долл.
Цифровая трансформация, по определению IDC, должна предусматривать проведение инновационных реформ по крайней мере в одной из следующих областей: в подходах к управлению организацией (например, работе с кадрами) во взаимодействии с клиентами, операционной модели, управлении информацией. Наибольшие инвестиции в трансформацию — почти половина планируемого объема — будут связаны с поддержкой изменений в области операционных моделей. Они способствуют достижению высокой эффективности бизнеса, обеспечивая подключение к цифровой среде продуктов и услуг, активов, людей и торговых партнеров. Генерируемая при этом информация не только позволяет повысить качество принимаемых решений, но и сама по себе монетизируема.
Меняться придется всем
В экономике происходят постоянные изменения, и фактически мы имеем дело с новым стилем ведения бизнеса, новой реальностью. В этих условиях ИТ оказывается основным двигателем, позволяющим предприятиям меняться и работать с применением передовых подходов. Можно привести массу примеров.
Посмотрите, как изменилась телекоммуникационная индустрия с приходом Viber, WhatsApp и других сервисов связи и предоставления контента. Рынок оказался перекроен: основной поток прибыли перешел от голосовых услуг в сторону передачи данных. Не менее радикальные перемены произошли в таксомоторном бизнесе с приходом сервисов «Яндекс.Такси», Uber, Gett: упали цены, преобразованиям подверглись и сами процессы. Пришлось перестраиваться и гостиничной, и туристической отраслям: с появлением агрегаторов поменялась поведенческая модель как поставщиков услуг, так и их заказчиков.
Эти яркие примеры говорят о революционных изменениях, которые будут продолжаться, и этот процесс затрагивает самые разные сферы. Меняться придется всем нам.
Можно возразить, что корпоративный бизнес гораздо стабильнее, но это не совсем так. Большинство компаний-клиентов чаще всего получают основные доходы в том или ином сегменте потребительского рынка, а пользователи очень быстро реагируют на появление новых технологий. И хотя крупные организации априори не столь поворотливы, они тоже вынуждены меняться, поскольку в нынешнем цифровом водовороте все взаимосвязано.
Корпоративные примеры очень просты и иллюстративны: зачастую бизнес-подразделению какого-либо банка проще и выгоднее приобрести ИТ-сервисы у сторонней компании, из облака, чем поручать разработку штатным сотрудникам. И это происходит все чаще. Причина проста: на любую инициативу бизнес-подразделения ИТ-департамент наверняка ответит: «Надо подождать, для выполнения такой задачи потребуется немало времени». Но бизнес готов ждать всё реже.
Действительно, возможности ИТ-департаментов — монополистов в области предоставления ИТ-услуг для своих компаний — существенно ограничены, особенно в скорости предоставления новых сервисов. Именно поэтому облака начали восприниматься пользователями как привлекательная альтернатива традиционным сервисам. Бизнес-заказчики «голосуют рублем», и деньги идут напрямую облачным провайдерам, зачастую в обход ИТ-бюджетов.
Это простой пример того, что аналитики Gartner называют «бимодальными ИТ», существующими в двух ипостасях: централизованной части, имеющейся в каждой компании, и гибкой, приходящей извне.
Четыре проблемы трансформации
Первая проблема цифровой трансформации современной компании заключается в изменении её ИТ-инфраструктуры. Это данность, которую придется принять: совсем скоро все крупные предприятия будут «жить» если не полностью в облаке, то в гибридной инфраструктуре, получая какие-то сервисы внутри своей организации, а какие-то — извне. И проблема состоит в том, что качество, безопасность и целостность услуг, приобретаемых в разных источниках, различна.
Все потребляемые компанией сервисы должны быть одинаково безопасными, интегрируемыми, контролируемыми. В идеале ИТ-департамент выполняет роль сервис-брокера в такой гибридной инфраструктуре, осуществляя контроль всех внешних услуг, интегрируя их внутри себя. Его задача — оптимально распределить нагрузку между физической инфраструктурой, частными и публичными облаками, предоставляя бизнес-подразделениям сервисы с заранее определенным качеством, соответствующим корпоративным стандартам. При этом под качеством понимается не только надежность и отказоустойчивость, но и защищенность, а также масса других требований, вплоть до стандартного внешнего вида, когда каждое приложение для пользователей выглядит как все остальные информационные системы, а не нечто чужеродное.
Вторая проблема заключается в защите цифровых активов. Это понятная и все более актуальная задача: активов становится больше, а их ценность и сложность возрастают. Более того, гибридная инфраструктура подразумевает и распределенность — активы могут находиться вне периметра организации.
Не следует забывать и о том, что вооруженность современных злоумышленников сильно выросла. Если раньше весовые категории были различными — хакеры не могли себе позволить использовать мощности корпоративного уровня, то сейчас бот-сеть, сравнимая по мощности с корпоративными ресурсами, стоит копейки. Защищаться стало тяжелее, и этому вопросу приходится уделять огромное внимание.
Третья проблема — эффективное использование информации, имеющейся в распоряжении компаний. Данные становятся главной валютой цифровой экономики, и ключевой проблемой является их монетизация. Реализация концепции управления предприятием на основе данных (Data-Driven Enterprise) стала неотъемлемой частью цифровой трансформации, а интерес к проектам Больших данных для многих организаций уже давно перешел из теоретической плоскости в практическую.
Отдельно следует сказать о роли в цифровой трансформации сотрудников. Новые бизнес-процессы потребуют принципиально другой корпоративной культуры. Цифровизация подразумевает полную прозрачность процессов, что предъявляет новые требования к взаимодействию и использованию информации в текущей работе.
Таким образом, персонал снова оказывается в центре внимания. Как подчеркивают аналитики Accenture в исследовании Technology Vision 2016, очень часто компании, внедряющие технологии формально, измотаны «цифровой гонкой». Они испытывают определенный культурный шок от осознания того, что отставать от конкурентов нельзя ни в коем случае. Те, кто делает ставку на людей, получают возможность создавать новые бизнес-модели, позволяющие менять правила цифровой игры в свою пользу.
Конкурентное преимущество быстро адаптирующегося персонала очевидно для всех. Для успешной работы в цифровой среде необходимы такие его характеристики, как наличие глубоких экспертных знаний в специализированных областях, быстрая обучаемость и способность быстро переключаться между разными задачами.
При этом важно обеспечить продуктивность работы пользователей. Сотрудник должен иметь возможность пользоваться одинаковым функционалом как на рабочем месте, так и в любой другой локации. Надо стремиться выстраивать бизнес-процессы, информационные системы и доступ к ним таким образом, чтобы высокая эффективность его труда сохранялась и при удаленной работе.
Пройти путь вместе
Так или иначе, любой современной компании придется сталкиваться с проблемами цифровой трансформации. Однако все они взаимосвязаны. Желание решать вопросы комплексно делает актуальным использование внешних сервисов: все проблемы могут быть закрыты — как с точки зрения получения консалтинговых услуг, так и в плане доступа к программным продуктам.
Понимание необходимости изменений растет, и отдельные отрасли активно обращаются с запросами на предоставление подобного рода сервисов. Например, многие крупнейшие российские банки уже проявляют к ним немалый интерес. Однако следует понимать, что успех трансформации в первую очередь определяется готовностью компании к изменениям, а не только желанием попробовать что-то новое и наличием соответствующей возможности у внешних поставщиков. Когда мы предлагаем свою помощь, речь идет прежде всего о взаимодействии. У нас есть знания и опыт, но у компаний, как правило, уже имеются планы по развитию собственного бизнеса, поэтому каждый трансформационный проект уникален. Этот путь мы можем пройти вместе с вами, и уверены, что он завершится успешно.
Трансформация как стратегия
Корпоративная стратегия Hewlett Packard Enterprise определяет четыре ключевых направления цифровой трансформации, а именно: трансформация в гибридную инфраструктуру (Transform to a hybrid infrastructure), защита цифровых активов (Protect your digital enterprise), решения на основе данных предприятия (Empower the data-driven organization) и продуктивность (Enable workplace productivity).
Под трансформацией в гибридную инфраструктуру подразумевается обеспечение прозрачности, управляемости и управление сервисами. HP всегда специализировалась на разработке решений для управления ИТ и сервисами и в данной дисциплине чувствует себя, как старожил, вполне комфортно. Сейчас идет планомерное развитие этих технологий, с которых и начинал формироваться портфель программных продуктов HP. Вполне уместно применить к ним термин «ERP для IT». Если ИТ-департамент представить как организацию, то в портфеле решений HPE есть полный набор технологий для управления всеми ее составляющими — от инфраструктуры до финансов и взаимодействия с вендорами. Решения HPE отличаются тем, что с их помощью одинаково хорошо удается управлять как физической, так и виртуальной инфраструктурой, а при наличии гибридной инфраструктуры такая возможность чрезвычайно необходима.
Что касается защиты цифровых активов, то речь идет о портфеле Enterprise Security Products и в первую очередь о создании центров управления ИТ-безопасностью (SOC), а также о тестировании ПО на уязвимости начиная с самых ранних этапов разработки, когда анализируется код приложения, и в ходе развертывания — при проверке устойчивости готового приложения или портала ко всем известным на данный момент уязвимостям.
Чтобы обеспечить поддержку направления решений на основе данных предприятия, была сформирована платформа для обработки Больших Данных HPE Big Data Platform, которая предоставляет многим заказчикам возможность построить эффективные аналитические системы для работы как со структурированной информацией, так и с неструктурированной — с данными соцсетей, голосовыми записями или видео.
Говоря о продуктивности, мы в первую очередь подразумеваем управление мобильными приложениями и обеспечение их качества — отказоустойчивости, нагрузоустойчивости и функционального соответствия ожиданиям. Зачастую это становится критически важным для достижения успеха в масштабе всей компании, особенно если мобильные приложения являются одним из средств привлечения дополнительных клиентов. Отдельно следует обратить внимание на безопасность мобильных приложений: в них обрабатываются огромные объемы личных данных пользователей и финансовая информация, что ведет к стремительному росту числа заказчиков, интересующихся именно вопросами безопасности.
В последующих статьях мы подробнее расскажем о каждой из названных областей трансформации и средствах, которые можно использовать для поддержки этого процесса.