Несмотря на заголовки газет, предупреждающие о рисках, которые искусственный интеллект сулит обществу, работники активно пытаются самостоятельно во всем разобраться, сохраняя оптимистичный настрой и убежденность в том, что рано или поздно искусственный интеллект появится на предприятиях. Недавний опрос Boston Consulting Group (BCG) показал, что с течением времени указанные тенденции становятся все более очевидными
У большинства эти выводы основываются на опыте и здравом смысле. Хотя ChatGPT – нынешний символ приложений с искусственным интеллектом – появился лишь в ноябре 2022 года, в настоящее время уже 26% работников признают, что используют генеративный искусственный интеллект несколько раз в неделю, а 46% экспериментировали с ним хотя бы раз.
В опросе BCG об отношении к искусственному интеллекту принимали участие почти 13 тыс. рядовых сотрудников крупных организаций, а также руководителей разного уровня. Из них 61% своим самым сильным впечатлением назвали любопытство, 52% – оптимистичный настрой, 30% – озабоченность и 26% – уверенность. В опросе BCG, проводившемся пять лет назад и охватывавшем меньшую аудиторию, 60% выражали любопытство, 35% – оптимизм, 40% – озабоченность и 17% – уверенность. С момента предыдущего опроса в 2018 году многое изменилось. По словам Винсиан Бошен, возглавляющей в BCG глобальное подразделение по вопросам поиска талантов и совершенствования профессиональных навыков, тогда искусственный интеллект пребывал на стадии становления, о нем не говорили повсеместно, и он не находил массового применения. Однако после потрясений на рынке труда, вызванных пандемией, мы стали свидетелями расцвета генеративного искусственного интеллекта, и сегодня 80% руководителей утверждают, что обращаются к нему по крайней мере раз в неделю. При этом в целом компании крайне плохо подготовлены к использованию искусственного интеллекта.
Чем больше знаний, тем выше удовлетворенность
Исследование показало, что чем активнее работники используют инструменты искусственного интеллекта, тем меньше у них возникает опасений и тем оптимистичнее они настроены. Из тех, кто регулярно или хотя бы изредка обращается к средствам искусственного интеллекта, о своей обеспокоенности заявили лишь 22% и 27% соответственно. А вот среди тех, кто искусственный интеллект не использует, доля выражающих опасения составляет 42%. С оптимизмом к искусственному интеллекту относятся 36% сотрудников, не применяющих средства искусственного интеллекта, 55% тех, кто обращается к ним время от времени, и 62% постоянных пользователей.
По мнению аналитиков BCG, предприятия вполне способны сместить настроения от озабоченности к ярко выраженному оптимизму. Отношение к нему работников напрямую связано с пониманием того, как он способствует решению стоящих перед ними задач и достижению поставленных целей. Однако здесь предстоит проделать еще очень большую работу. Пока лишь 14% рядовых сотрудников и 44% руководителей сообщают о прохождении обучения взаимодействию с искусственным интеллектом, но 86% респондентов опроса считают это совершенно необходимым.
Управление изменениями
Сформировать у работников понимание возможностей искусственного интеллекта непросто: ведь им хочется, чтобы соответствующие средства дополняли их действия, а не заменяли их в отдельных ситуациях.
Сложнее всего создать у сотрудников ощущение того, что они по-прежнему приносят пользу, а не конкурируют с искусственным интеллектом за создание новых ценностей. Большая часть работы в области управления изменениями и наставничества заключается в том, чтобы помочь поддерживать взаимодействие с искусственным интеллектом, корректируя свое поведение. Часть работы людей должен выполнять искусственный интеллект, собственные же усилия необходимо направить на решение задач, приносящих дополнительные ценности. Конкретный характер перестройки этих процессов и изменения методов будет варьироваться от одного предприятия к другому.
В отношении искусственного интеллекта у сотрудников существуют и другие опасения. Руководители в большинстве своем настроены оптимистично, а вот рядовые сотрудники выражают обеспокоенность. И если среди руководителей 68% считают, что их компании принимают адекватные меры для обеспечения ответственного использования искусственного интеллекта, то из числа рядовых сотрудников только 29% придерживаются такого мнения.
Несмотря на оптимистичный в целом настрой, далеко не все пока выглядит гладко. Более трети респондентов считают, что искусственный интеллект с высокой долей вероятности лишит их работы, а почти четверо из пяти ждут вмешательства со стороны правительства и введения специальных правил, которые обеспечили бы ответственное использование искусственного интеллекта. Их доля наиболее велика в Индии (89%), Испании (88%), Италии (84%), Бразилии и Франции (по 83%), а относительно низка в Японии (64%), Германии (73%), США (74%), а также на Ближнем Востоке и в Нидерландах (по 76%).
Программа из пяти пунктов
Пока все ждут от регулирующих органов разъяснений по поводу того, что делать можно, а чего нет, BCG дает ряд рекомендаций по безопасному внедрению генеративного искусственного интеллекта.
Во-первых, поскольку знакомство с генеративным искусственным интеллектом является ключевым фактором его успешного внедрения, сотрудники должны получить возможность протестировать его самостоятельно. Важно, чтобы люди имели возможность взаимодействовать с этими технологиями и использовать их; прекращение экспериментов – не выход. Искусственный интеллект будет разрабатываться в масштабах всей организации независимо от того, знают рядовые сотрудники об этом или нет. Вместо того чтобы прятать голову в песок, следует разработать перечень рекомендаций, очерчивающих дозволенные границы, описывающих существующие разрешения и запреты. Это должно на практике поощрить ответственный подход к инновациям и экспериментам.
Инвестиции в повышение квалификации – непрерывные, а не разовые – также способствуют росту осознанности, особенно в среде рядовых сотрудников, где уровень знакомства с технологиями ниже. Компаниям важно видеть возникающее несоответствие между уровнями. Тогда потребность в непрерывности изменений не будет вызывать вопросов, а организация получит специалистов с навыками, которые нужны ей для успешной работы.
Всем предприятиям рекомендуется разработать программу ответственного использования искусственного интеллекта, чтобы у сотрудников не возникало сомнений в этичности применения генеративного искусственного интеллекта. Программа должна включать в себя пять ключевых пунктов: общие принципы, определяющие стратегию предприятия и его устойчивость к рискам; структуру управления, характеризующую организацию и пути ее роста; процессы интеграции искусственного интеллекта в разработку продукта; необходимые для всего этого инструменты и стремление к культурным изменениям.
Для усиления эффекта можно принять ряд оперативных мер, к которым относятся передача ответственности за выполнение программы высшему руководству, обеспечение финансирования и выделение необходимых для развития программы ресурсов, определение первоначального набора ограничений и обеспечение их соблюдения.
Все это требует также наличия системы анализа, благодаря которому команды, экспериментирующие с искусственным интеллектом, смогут получать ответы на интересующие их вопросы.