За два десятилетия компания DIS Group стала ключевым игроком на отечественном рынке решений управления данными. Начав с дистрибуции продуктов ведущих международных вендоров, она трансформировалась в крупнейшего российского интегратора, предлагающего широкий спектр услуг — от консалтинга до развертывания и эксплуатации платформ управления данными.
«Мы прошли не простой, но успешный путь. С 2005 года держим руку на пульсе данных, и сегодня предлагаем полный спектр решений по работе с ними», — отметил Павел Лихницкий, генеральный директор компании, на открытии саммита. Основной фокус мероприятия был направлен на возврат инвестиций в управление данными и появление в штате компаний новых ролей, таких как CDAO (Chief Data and Analytics Officer), ответственных за интеграцию данных с искусственным интеллектом.
Основные вопросы саммита:
— Как правильно готовить данные для их применения бизнесом в режиме 'end-to-end'?
— ИИ — точка роста экономики, но готовы ли люди и данные для этой миссии?
— Как поднять конверсию инвестиций в ИИ и DG?
— Как перед советом директоров обосновать необходимость вложений в инфраструктуру управления данными?
— Как преодолеть культурные барьеры на пути компаний к AI-native?
— Что деласть с дефицитом кадров, который часто решается переманиванием квалифицированных сотрудников?
Скепсис вокруг ИИ
Если акцент прошлогоднего саммита был на внедрении ИИ («Перед прыжком в ИИ»), то сегодня в профессиональном сообществе наблюдается больше скепсиса относительно границ его применения. Только 13% пилотных проектов ИИ достигают стадии промышленной эксплуатации, а более 80% инвестиций в пилоты оказываются выброшенными на ветер. Более 30% проектов будут прекращены в ближайшее время из-за низкого качества данных, а к 2027 году 60% компаний, инвестировавших в ИИ, не получат отдачи из-за отсутствия единой архитектуры управления данными.
«Чтобы стать AI-native, требуется создать системы, способные автономно и в реальном времени распознавать, анализировать и безошибочно обрабатывать данные на всех этапах цепочки поставок, операций и взаимодействий с клиентами», — подчеркнул Лихницкий. В отличие от традиционных компаний, ориентированных на физические активы, такие компании рассматривают данные как главное конкурентное преимущество. «Правильная подготовка данных — это 20% успеха проектов ИИ», — добавил он.
ИИ-агенты: новый этап развития бизнеса
ИИ-агенты представляют собой современный этап развития бизнеса, основанного на искусственном интеллекте. Такие приложения не просто оптимизируют процессы, но и выполняют задачи автономно, в масштабах и со скоростью, недоступной человеку. К 2026 году, по мнению аналитиков, до 40% бизнес-пользователей будут использовать ИИ-агенты для работы с данными.
Однако успех на этом пути невозможен без инвестиций в кадры. По мере автоматизации рутинных задач появляются новые роли, требующие от сотрудников творческого подхода к решению проблем.
«Сегодня все говорят о больших данных и ИИ, а про человека забыли», — отметил Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ. Компании важно понимать, каким будет человек будущего, какие потребности он будет готов удовлетворять и за что готов платить. Линейный подход к прогнозированию не работает, а таблицы Excel не помогут войти в будущее.
По его мнению, человек должен быть в центре, уметь видеть возможности в неопределенной среде и реализовывать свою смекалку. Однако для этого ему нужна психологическая стабильность. «В быстро меняющемся мире каждому важно найти свою нишу и заниматься любимым делом», — резюмировал Чулок.
Синергия решений: платформа IDP
Олег Гиацинтов, технический директор DIS Group, подчеркнул: «Самое главное в работе с данными — целесообразность. Не следует заниматься максимализмом. Лучше сначала подумать, а потом делать, опираясь на доступные данные».
Сегодня только 10–20% накопленных данных реально используются. Для решения этой проблемы DIS Group предлагает интеллектуальную платформу IDP, включающую практически все компоненты для работы с данными: интеграция данных, управление мастер-данными, хранение и обработка (например, система класса Data Lakehouse «Селена»), ИИ-агенты (IDP AI), управление качеством данных (ФормИТ DQ), управление знаниями («МаяК»), защита данных («ФормИТ Маскинг»).
«По сути, IDP — это личный помощник для работы в режиме 'end-to-end' со всеми данными компании», — считает Гиацинтов.
![]() |
Олег Гиацинтов: «На пути развития управления данными компаниям не стоит ожидать быстрых побед. Легко неэффективно потратить ресурсы, выбрав неверное направление. Однако, ориентируясь на бизнес-задачи, можно минимизировать риски, не забывая про повышение зрелости работы с данными и опираясь на интегрированную интеллектуальную платформу» |
Пользователям же, по наблюдению Гиацинтова, нужны данные, которые предоставляются вовремя, в удобном формате, обладая при этом высоким качеством и не требуя дополнительной проверки. IDP призвана обеспечить все это, предлагая не только инструменты, но и методологии для повышения качества данных и включа в себя средства мониторинга качества, обнаружения аномалий, прозрачности данных, построения конвейеров данных и управления метаданными. Кроме того, платформа гарантирует соответствие регуляторным требованиям, что снижает вероятность ошибок при принятии бизнес-решений.
Эффект уже налицо
Борис Рабинович, старший управляющий директор департамента управления данными SberData («Сбер»), подчеркнул, что задачи по работе с данными сразу оцифровываются в деньги. В 2024 году эффект от решений по управлению данными в «Сбере» составил 400 млрд руб. «Например, в феврале 2022 года учет загрузки банкоматов в реальном времени позволил избежать коллапса на фоне роста спроса на наличные», — отметил он.
Николай Шевцов, CDO «ОТП Банк», сравнил управление данными с переработкой нефти: «Добыча, очистка, перегонка и доставка продуктов потребителю. Бизнес должен понимать ценность каждого этапа этой цепочки. Сегодня меняется культурный код отношения к данным».
Владимир Громов, заместитель руководителя департамента технологического развития общебанковских систем ВТБ, обратил внимание на изменение культуры работы с данными: «Культура характеризуется степенью вовлеченности сотрудников. Сегодня для всех работников банка установлены единые KPI по обеспечению качества данных».
Люди как ключевой фактор успеха
Если нет людей, готовых продвигать изменения, то и сами изменения могут не произойти. Часто прогресс становится возможен благодаря встраиванию руководителей по данным в коллегиальные органы компании. Иван Глухов, исполнительный директор «СберТех», предложил подход: «Не пытайтесь сразу сделать автомобиль. Начните с самоката, научитесь на нем ездить, чтобы понять, нужно ли вам это вообще как средство передвижения, а может быть, лучше перемещаться пешком».
Дмитрий Шведов, руководитель департамента бизнес-анализа «УралХим», отметил, что после внедрения управляемых процессов работы с данными бизнес начинает активно предлагать новые идеи: «Поняв преимущества работы с данными, наши подразделения стали инициировать решения по снижению стоимости или сокращению простоев оборудования. Раньше между базовой автоматизацией (ERP) и цифровизацией был разрыв. Теперь производство и закупки подталкивают ИТ к новым решениям. Задача дата-офиса — быть проактивным и предлагать бизнесу возможности, о которых они еще даже не знают».
Примеры запросов от бизнеса: «Есть ощущение, что простаивают вагоны с сырьем» или «Хочу знать, сколько реагентов реально потребуется для партии кормовых добавок». Как только в компании появляется CDO, который приносит экономию, выявляет утечки ресурсов, генерирует новую прибыль или запускает новый бизнес, вопрос о целесообразности создания офиса данных отпадает сам собой.
Опыт создания единой платформы
Александр Чепкасов, начальник отдела цифровой платформы «Газпром нефть», и Арина Пивоварова, руководитель практики развития и поддержки систем каталогизации и описания данных, представили опыт построения конвейера преобразования сырых данных в аналитические бизнес-кейсы на базе единой платформы.
Функции платформы включают: хранение и доступ к данным; обеспечение качества данных (сканирование технических метаданных); работу с бизнес-метаданными; поддержку каталога данных (организация проверок и мониторинг качества); бизнес-аналитику (разработка приложений под ключ); лабораторию данных (инструменты самостоятельного анализа для бизнес-пользователей).
Раньше на пути создания такой платформы возникали барьеры: зависимый стек технологий, дублирование и непрозрачность ответственности, слабая интеграция компонентов, что увеличивало трудоемкость обработки данных. Кроме того, сотрудники, генерирующие данные в процессах на местах, воспринимали эту деятельность как дополнительную нагрузку. Сейчас в распоряжении CDO компании есть единый, постоянно совершенствуемый конвейер, который позволяет снизить трудоемкость работы с данными.
Сегодня платформой пользуются тысячи пользователей. Зависимый стек технологий устранен, налажено сотрудничество с отечественными поставщиками аналитических и инфраструктурных решений, что позволяет максимально использовать потенциал сотрудников без отвлечения их на выполнение рутинных задач. Операции с данными доступны через привычные инструменты, например, интерфейс, похожий на Excel.
***
Ярким завершением саммита стала дискуссия «А вы зарабатываете на данных?» с участием Ирины Елистратовой (Почта Банк). «Если нет данных — мы в убытке. Без данных функционирование бизнеса невозможно», — уверена она. Сегодня вопрос не в том, нужны ли данные, а в том, какие убытки понесет бизнес, если их не будет.
Саммит показал, что инвестиции в управление данными уже приносят ощутимые результаты. Однако успех зависит не только от технологий, но и от людей, которые способны внедрить изменения и адаптировать их под нужды бизнеса. Культура работы с данными, вовлеченность сотрудников и правильная стратегия внедрения — ключевые факторы, которые определяют будущее компаний в эпоху цифровой трансформации. Управление данными — это не просто затраты, а источник новых возможностей, который может кардинально повысить эффективность бизнеса.