Давняя конкуренция двух российских столиц пополнилась еще одним сравнением. Аналитики компании Software AG & IDS Scheer провели сравнение московского и северо-западного регионов в области управления бизнес-процессами.
Кто же дальше продвинулся во внедрении процессного управления? Хотя в северной столице есть несколько лидеров, уже много лет работающих над внедрением BPM, методологическое и организационное отставание питерских компаний очевидно. В подавляющем большинстве случаев их BPM-инициативы носят децентрализованный характер и реализуются отдельными подразделениями «на свой страх и риск». В Москве ситуация также не идеальна, но реализация подобных инициатив в масштабах компании и с созданием соответствующих подразделений встречается чаще.
Для понимания приоритетов в области процессного управления респондентам был задан вопрос: «Какие задачи в области управления бизнес-процессами у вас считаются наиболее приоритетными?». Региональное различие в этом отношении невелико. В петербургских компаниях меньше задач по автоматизации, регламентации и контроллингу. Возможно, это связано с более высокой исполнительской дисциплиной. Вместе с тем, в них выше интерес к внедрению интегрированных систем менеджмента и процессному управлению на уровне всей компании.
А вот инвестиционные деньги Москва и Питер тратят по-разному. В фокусе внимания московских компаний внедрение ERP и BI, а также описание и анализ бизнес-процессов. Руководители питерских компаний более прагматичны и инвестируют деньги в оптимизацию затрат, логистики, а также в управление рисками и ИТ-архитектурой. Это можно считать региональным трендом.
Разумеется, при управлении бизнес-процессами крайне важно верно расставить приоритеты. Наиболее критичные для бизнеса процессы следует оптимизировать в первую очередь, остальные можно оставить в покое. Разница в приоритезации бизнес-процессов между Питером и Москвой оказалась весьма существенной. Например, в питерских компаниях процесс продаж и маркетинг оказались вдвое важнее. Кроме того, высокая концентрация машиностроительных предприятий в регионе предопределила приоритет процесса производства и разработки новых продуктов и услуг. Процессы стратегического планирования, закупок и логистики, в отличие от Москвы, оказались не в фокусе внимания. Единственный бизнес-процесс, где ответы представителей двух городов совпали, – это планирование и бюджетирование. В случае оптимизации процессов он первым попадет под оптимизацию.