Консьюмеризация технологий происходит всегда, хотя и не всегда называлась этим словом, которое было изобретено Gartner около 10 лет назад. Под ним аналитики стали подразумевать процесс, когда технологии, упрощаясь, становятся частью повседневной жизни. Помимо появления широкого пользовательского рынка самых различных устройств, появляются и принципиально другие люди, для которых технологии являются неотъемлемой частью окружающего мира. Пользователи, обладающие такими особенностями, в Gartner получили название ubersumer.
«Консьюмеризация приводит к размыванию личного времени сотрудников и его смешиванию с работой», — подчеркивает Наталия Горина, директор по консалтингу Market-Visio. Это накладывает дополнительные требования на используемые сотрудниками устройства: они должны не только позволять доступ к любому виду информации, но и быть удобными. Так у пользователей появляются вполне определенные ожидания относительно применяемых в рабочих целях технологий.
Зачастую они хотят получить или обновить свой мобильный инструментарий гораздо быстрее, чем этого желают (или могут себе позволить) предприятия. Так появилась тенденция, получившая название Bring Your Own Device (BYOD). Количество новых устройств неуклонно растет, и проблема управления ими становится все более актуальной.
«В любом случае, с этим явлением ИТ-департаментам придется считаться, причем не борясь, а подстраиваясь под него», — говорит Горина. Российские ИТ-директора больше западных озабочены сохранением управляемости ИТ, которая ставится под угрозу массовым проникновением пользовательских технологий. Кроме того, на российском рынке недостаточно прозрачен вопрос лицензирования решений при использовании мобильных устройств. В связи с этим оптимизация стоимости владения мобильным парком является нетривиальной задачей.
Как подчеркивают в «АйТи», отношение компании к использованию личных устройств сотрудников для доступа к корпоративным информационным системам является одним из важных вопросов, в том числе с точки зрения обеспечения информационной безопасности, а также поддержки пользователей.
Его решение должно учитывать многие факторы, среди которых необходимо отметить общую политику организации в отношении выдачи сотрудникам корпоративных устройств, а также наличие платформы управления корпоративной мобильностью, позволяющей снизить риски. Обоснованным компромиссом зачастую становится ограничение списка технологий – «стандартизация» спектра поддерживаемых мобильных операционных систем и устройств.
Треть компаний, опрошенных «АйТи», обозначила отсутствие политики BYOD, явно не регламентируя использование личных устройств, либо разрешая их использование по заявке непосредственных руководителей сотрудников. Это отражает определенное запаздывание организаций в «правовом обеспечении» мобильного доступа сотрудников как со стороны ИТ-департаментов, так и служб информационной безопасности.
Преимущества поддержки подхода BYOD отражаются в сокращении затрат на обеспечение сотрудников корпоративными устройствами. Основные же проблемы связаны с затратами на техническую поддержку, необходимостью предотвращения рисков информационной безопасности, наличием нескольких мобильных платформ, требующих новой экспертизы.
«ИТ – неотъемлемая часть бизнеса, а вовсе не его «головная боль»; не следует их противопоставлять», — говорит Константин Юнов, директор по ИТ компании «МегаФон».
По его словам, главная цель ИТ-департамента – помогать бизнесу, а не мешать ему. Разумеется, с оговоркой, что применяемые методики работы не должны идти вразрез с другими требованиями – например, к безопасности.
При выстраивании в «МегаФоне» политики в области поддержки мобильных устройств оценивался как эффект от полной их унификации, так и от поддержки всех пожеланий пользователей. После этого на инвестиционный комитет были представлены полученные конкретные показатели.
«С точки зрения бизнеса гораздо выгоднее поддерживать необходимые бизнес-пользователям устройства», — делится полученными выводами Юнов. Кроме того, следует помнить, что использование сотрудником своего устройства – это не только рост затрат, но и экономия. Как минимум, это устройство уже не надо приобретать.
«Наша практика показывает, что сотрудники действительно более эффективны при использовании тех устройств, которые им удобны или даже просто больше нравятся», — согласен Андрей Дробот, директор по ИТ российского офиса Microsoft. При этом критерии, по которым пользователи симпатизируют конкретному гаджету, могут быть весьма специфическими, или даже иррациональными – например, его цвет или форма клавиш. «Если розовый смартфон помогает маркетологу лучше работать – почему бы и нет?», — резюмирует Дробот.
В российском подразделении Microsoft все устройства разделены на четыре группы: стандартное оборудование, выдаваемое компанией, рекомендуемое оборудование, прошедшее тестирование в ИТ-отделе, а также не рекомендуемое оборудование. Существует и список запрещенных устройств, впрочем, довольно короткий. Как подчеркивают в Microsoft, эта политика не является централизованной и реализуется различными офисами компании независимо.