Стоимость веб-разработки практически не зависит от сложности проекта, как выяснилось в результате опроса, проведенного организацией «Рейтинг Рунета». В его ходе заказчики веб-разработки должны были оценить, насколько совпала (или не совпала) фактическая стоимость проекта с тем бюджетом, который планировался изначально. Как оказалось, фактический бюджет не совпадает с предварительным в 56% проектов.
Общая картина примерно одинаковая во всех ценовых диапазонах: чаще всего итоговый и предварительный бюджеты совпадают, либо итоговый бюджет оказывается несколько больше. А вот приятные неожиданности в плане цены случаются редко.
Впрочем, популярность пункта «Совпадает» не означает, что современный заказчик сам способен точно определить стоимость работ. Скорее, механизм тут обратный — первоначально выделяется некий бюджет, после чего ищется исполнитель, способный в этот бюджет вписаться. Это и дает в статистике иллюзию точной предварительной оценки.
Этот же подход (от бюджета) определяет и существенную разницу между пунктами «существенно больше» и «несколько больше». Понятно, что если бюджет зафиксирован заранее, то у веб-студии есть шанс «уговорить» заказчика заплатить чуть больше, добавив к первоначальной цене 10-20%. А вот чтобы «прыгнуть» существенно дальше, нужно обладать мощным авторитетом и большими способностями к ведению переговоров. Подавляющее большинство студий по своему «весу» просто несопоставимы с заказчиками, на которых работают, а потому повлиять на заказчика не в состоянии.
Очень показательна и картина с теми бюджетами, которые уменьшились в ходе веб-разработки. Задавая некие рамки бюджета, заказчик провоцирует веб-студию не столько провести оценку трудозатрат и вывести адекватную цену, сколько — в любом случае освоить выделенный бюджет. Исполнитель исходит из того, что заказчик должен заплатить не меньше оговоренного изначально, независимо от реальной себестоимости разработки. Как иронизируют аналитики, можно сказать, что обобщенная формула расчета бюджета веб-разработки выглядит так: « — Сколько стоит разработка? — А сколько у вас есть?»