В июне в российском отделении Schneider Electric произошли изменения. Пост вице-президента в России и СНГ бизнес-подразделения «Информационные технологии» (IT Business) заняла Наталия Макарочкина, которая имеет опыт управления продажами и операционной деятельностью в местных офисах Hewlett-Packard, Philips Medical Systems, 3Com, RAD Dаta Communications и Oracle, а теперь отвечает за стратегию продаж и развитие в нашем регионе бизнеса Schneider Electric в области информационных технологий. Она рассказала Computerworld Россия о видении рынка и планах работы.
- Как вы оцениваете ситуацию в области инженерной инфраструктуры предприятий в нашей стране в сложившихся экономических условиях?
На рынок влияет ослабление рубля и уменьшение реальной покупательной способности ИТ-бюджетов отечественных организаций. Кризис подталкивает предприятия к отказу от долгосрочных проектов, выросли ставки по кредитам, санкции ограничили доступ российских компаний к зарубежному финансированию. Приходится привлекать собственные средства и средства партнеров для инвестирования в крупные проекты заказчиков, включая центры обработки данных, где мы теперь используем не только традиционные продукты и инструменты подразделения IT Business, но и весь портфель решений и продуктов компании Schneider Electric. Как и в предыдущие годы, основным локомотивом рынка инфраструктурных проектов служит госсектор, единственный, пожалуй, сегмент, который чувствует себя вполне уверенно.
Я бы отметила также ситуацию на рынке ПК, где спрос заметно смещается от настольных к мобильным системам, что в свою очередь приводит к спаду продаж ИБП малой мощности. Поэтому наиболее стабильной частью бизнеса остаются «тяжелые» ИБП. Их продажи, по нашим прогнозам, должны составить половину доходов от поставок ИБП прежде всего за счет активизации проектного бизнеса.
- Можно ли говорить о наличии антикризисной стратегии у подразделения «Информационные технологии»?
Да, такая стратегия была сформирована сразу же, как только в российской экономике стали ощущаться кризисные явления. Традиционно наши ИБП представлены в премиум-сегменте. Но у рынка есть серьезная потребность и в устройствах среднего класса. Поэтому мы расширили предложение, выпустив ИБП в более доступной ценовой категории с техническими характеристиками, которые отвечают запросам этого сегмента. Такие устройства уже поставляются для выполнения проектов вместе с партнерами, и в следующем году линейка ИБП среднего класса будет расширена. В настоящее время производственная база Schneider Electric в России насчитывает шесть заводов, и компания рассматривает возможность локализации производства ИБП.
Осознавая новые сложности, с которыми сталкиваются наши клиенты в условиях ограниченных ресурсов, мы уделяем в настоящее время особое внимание продуктам, позволяющим оптимизировать затраты на инженерную инфраструктуру и ее эксплуатацию. Модульность, высокие показатели эффективности, а также решения высокой заводской готовности — мы называем их «префабы» — как никогда актуальны.
- Экономические проблемы подталкивают предприятия к уменьшению затрат и повышению эффективности деятельности. У вас есть чем им в этом помочь?
Да, прежде всего – решением конкретных задач таких предприятий. Заказчики сегодня намного серьезнее относятся к вопросам оптимизации затрат и энергоэффективности. Мы берем на себя обязательства помочь этим компаниям, выполняя вместе с другими подразделениями Schneider Electric комплексные проекты «под ключ». Одна из актуальных тенденций — оптимизация затрат на эксплуатацию существующей инженерной инфраструктуры. Эффективным инструментом для достижения этой цели является интеграция пакетов специализированных программных продуктов. К примеру, внедрение программного комплекса StruxureWare в «Райффайзенбанке» позволило навести порядок в использовании оборудования, отказаться от аренды мощностей, сократить число ЦОД с четырех до трех, на треть снизить энергозатраты.
- Но ведь темпы строительства новых центров обработки данных снизились…
Не совсем так. Если говорить о числе проектов, то действительно, некоторые из них заморожены на начальных стадиях, другие испытывают острый финансовый голод и не в состоянии достичь физической реализации. И только лишь часть проектов, преодолевших точку невозврата и имеющих стратегическое значение или прочную финансовую модель, воплощается в жизнь. Если же говорить о темпах, то в условиях обострившейся конкуренции и дефицита средств они возросли в стремлении сократить время достижения момента возврата инвестиций.
- Вы заняли свой пост в непростой для экономики страны период. Грядут ли структурные изменения в подразделении IT Business?
Уже проведен ряд организационных преобразований, к примеру сформирована структура, объединяющая два направления работы — с индустриальными вертикалями и с региональным бизнесом. Она охватывает предприятия различных отраслей, штаб-квартиры которых находятся в Москве, а филиалы и производственные площадки – в разных точках нашей страны. Кроме того, под общим руководством собрано взаимодействие с банками, телекоммуникационными компаниями и коммерческими ЦОД, поскольку задачи в области «цодостроения» у всех этих организаций довольно схожи.
Вместе с другими подразделениями Schneider Electric и партнерами мы осваиваем в России новые области, в которых компания уже успешно работает в других странах, к примеру автоматизацию зданий, создание инфраструктуры медицинских учреждений и ряд других направлений, где мы намерены выполнять комплексные проекты на базе всех продуктов нашей компании.
- Завершаются первые полгода вашей работы в Schneider Electric. Что вы теперь считаете для себя наиболее важным?
Для меня важны слаженная команда, эффективная и правильно работающая партнерская программа, комплексные проекты на основе консолидации инженерных систем, снижающие расходы заказчиков, новые подходы к решению задач клиентов в сложившихся экономических условиях. Все вместе взятое гарантирует результаты, превышающие среднерыночные показатели в этом году, и формирует плацдарм для уверенного роста – в следующем.