Термину «общий центр обслуживания» (ОЦО) уже много лет. Что, с вашей точки зрения, в него вкладывают сегодня и будут вкладывать завтра?
Гусев Михаил Александрович, заместитель генерального директора АО «БОСС. Кадровые системы» |
Гусев М.А. Как правило, под термином «общий центр обслуживания» понимают модель бизнеса, при которой типовые оперативные функции предприятий передаются в специализированный общий центр. Такая модель напоминает отчасти аутсорсинг (вывод непрофильных функций в специализированную компанию) с одной лишь разницей: общие центры обслуживания создаются и контролируются самой компанией. Чаще всего на аутсорсинг выводятся финансовое, ИТ-, транспортное и логистическое обслуживание. Большинство крупных российских холдингов образованы путем слияния или поглощения. Им присуща территориальная разбросанность входящих в их состав предприятий. Чем больше вспомогательных служб находится в составе бизнеса, тем сложнее система управления и взаимосвязи между основными и вспомогательными подразделениями. И чем крупнее масштаб холдинга, тем в большей степени в нем дублируются одни и те же непрофильные функции и тем целесообразнее сосредоточить выполнение этих функций в одной структуре, поскольку это ведет как к повышению качества выполнения работ, так и к экономии ресурсов. Создание ОЦО является уже устойчивым трендом на российском рынке. Общие центры обслуживания помогают обеспечить бизнесу прозрачность и попутно сократить издержки на его обслуживание. Еще несколько лет назад при обсуждении связанных с ОЦО проблем больше всего говорили о централизации. Сегодня спорят о методах повышения эффективности. Однако будущее ОЦО – за многофункциональностью. В первое время большинство центров брали на себя в основном только финансовые функции: бухгалтерский и налоговый учет.
С чего началась эра ОЦО для вашей компании? Каков был первый проект, где вы реализовали потенциал вашего программного продукта именно для целей такой трансформации бизнес-процессов заказчика?
Гусев М.А. Ряд компаний шли впереди многих и первым делом стремились создать единые расчетные центры (ЕРЦ) по расчету заработной платы. Примером практического применения этого подхода является проект построения единого расчетного центра компании «Росгосстрах». В качестве информационной основы построения ЕРЦ была выбрана наша система управления персоналом «БОСС-Кадровик». И было это уже почти десять лет назад.
Справка: «Росгосстрах» – российская группа страховых компаний, созданная 10 февраля 1992 года. Компания стала правопреемником Госстраха РСФСР, который был создан в 1921 году. Развитие российского рынка страховых услуг в значительной степени определялось деятельностью Госстраха, а затем «Росгосстраха». Группа является крупнейшей по масштабам (присутствию в регионах), собранным страховым премиям, активам и резервам страховой организацией в России. На протяжении многих лет занимает первое место по объемам собираемой страховой премии в стране. Относится к категории системообразующих российских страховых компаний.
Основными целями создания ЕРЦ в рамках модели ОЦО являлись не только построение единой автоматизированной системы расчета заработной платы и учета персонала, но и снижение издержек за счет централизации учетной функции, повышение прозрачности ведения учета и оперативности получения информации, создание эффективных средств формирования отчетности.
Собственники бизнеса приняли решение организовывать ЕРЦ в Рязани. Создание единого расчетного центра в Рязани было технически и организационно сложным проектом, предполагавшим формирование единой базы данных по кадрам и зарплате с обслуживанием ее сотрудниками центрального офиса и расчетного центра. Достаточно сказать, что на сегодня база данных «Росгосстраха» – одна из самых крупных в России, она содержит почти сто миллионов записей в таблице лицевых счетов и более миллиона записей о сотрудниках. В системе сегодня работают более 650 пользователей. Мы вместе с «Росгосстрахом» были во многом первопроходцами в этом новом деле. Еще раз подчеркну: это был чрезвычайно сложный проект, и именно организационную часть с блеском «вытащил» заказчик. Это был пример слаженного взаимодействия топ-менеджмента c руководителями различного звена и проектным офисом. Проект был рискованным: заказчик не знал, как поведет себя программная система при столь значительных нагрузках в реальности. «БОСС-Кадровик» на тот момент, хотя и проходил нагрузочные тестирования, еще нигде в конфигурации ЕРЦ на единой базе данных не использовался. Реальный эксперимент показал блестящий результат. Сейчас, кстати, в ЕРЦ занято не более 50 человек – они осуществляют расчет заработной платы для всего холдинга. Вот такая оптимизация, которая стала возможной в том числе за счет отличных потребительских свойств ИТ-платформы. Сотрудники региональных служб ведут кадровый учет самостоятельно: они имеют возможность подключаться непосредственно к базе данных для получения всей необходимой информации. С передачей центру функции расчета заработной платы, для большинства региональных подразделений «Росгосстраха» этот процесс максимально упростился, и сегодня его можно сравнить с отправкой или получением электронной почты. Регионы теперь могут уделять больше внимания вопросам, которые действительно важны для развития бизнеса, так как в центре есть все необходимые ресурсы: оборудованный по корпоративным стандартам офис, современная технологическая база, профессиональные кадры, – для того чтобы справиться с любыми проблемами в области расчета заработной платы. Данное решение – уникальный проект по созданию столь глобального многофункционального ЕРЦ общероссийского масштаба.
Как я знаю, со времен первого проекта создания ЕРЦ вам много где довелось поработать в этом русле. Однако ОЦО, как вы сами подчеркивали, значительно шире ЕРЦ. Какие тенденции имеют место в сегодняшней действительности именно в вашей сфере деятельности?
Гусев М.А. Что мы наблюдаем сегодня? Это постоянное усложнение деятельности ОЦО с точки зрения информационных систем и технологий, новых задач, поступающих от управляющей организации, меняющихся требований бизнеса. Это увеличение значимости персонала. Настало время вплотную взяться и за систематизацию работы HR-служб! Однако создание в рамках ОЦО общих центров кадрового обслуживания доступно еще далеко не всем холдингам. И проблема здесь скорее именно в технологиях автоматизации HR-процессов, чем в нежелании предприятий перейти к следующему шагу развития ОЦО. При этом трудности перевода HR-процессов в ОЦО лежат на поверхности. Непрерывность и работоспособность HR-процессов на предприятиях холдинга невозможны без прямого общения работника и представителя работодателя в рамках этого HR-процесса в месте дислокации конкретного предприятия. Простая ликвидация кадровой службы (представителя работодателя) предприятия холдинга ведет к разрыву цепочки HR-процесса. Решение этой проблемы – предоставление доступа всем субъектам управления к информационной системе, или реализация парадигмы активного участника процесса, то есть это идея активного Interaction-Service. Если мы автоматизируем управление HR-процессами, то мы обязаны допускать в качестве участников (пользователей ИТ-системы) не только представителей HR- и смежных служб управления, но и всех рядовых сотрудников и руководящих должностных лиц любой категории. В рамках процесса все задействованные в нем сотрудники, линейные руководители, специалисты кадровой службы и даже топ-менеджмент взаимодействуют в электронном виде внутри кадровой информационной системы посредством контура взаимодействия сотрудников (Employees Interaction Services, EIS), интегрированного в общую HR-систему. Кадровая служба не загружена функцией единого оператора данных, все участники процесса – полноценные операторы в рамках своих прав. Функциями кадровой службы становятся, скорее, надзор за процессом и корректировка при необходимости. Более того, помимо одушевленных действующих лиц, сама кадровая информационная система становится участником процесса. Система выполняет роботизированные действия по запрограммированным правилам (сценарии вмешательства в процесс) по мере наступления запрограммированных условий.
В качестве примеров HR-процессов, где доминирует взаимодействие, можно назвать планирование и контроль отпусков, командировок, обучения, производственных задач, компенсаций, а также оценка сотрудников на соответствие, адаптация новых сотрудников и прохождение испытательного срока, опросы и анкетирование, различные HR-программы, мероприятия и многое другое.
Только на базе ИТ-платформы, которая поддерживает такие сервисы взаимодействия, можно замахиваться на создание передового кадрового ОЦО.
Есть ли уже в вашей практике реальный результат – работающий центр кадрового обслуживания на базе вашей платформы?
Справка: Группа «СИБУР» является крупнейшей в России интегрированной газоперерабатывающей и нефтехимической компанией. «СИБУР» – диверсифицированный холдинг, выпускает продукты на 26 производственных площадках, общая численность сотрудников группы превышает 27 тыс. человек.
Гусев М.А. Предваряя ответ на ваш вопрос, сразу скажу: мало иметь «правильную» ИТ-платформу для создания кадрового ОЦО – нужно уметь правильно «пилить» сами бизнес-процессы, ведь здесь происходит глубинное разделение функций в процессах. Если можно так сказать – зачастую просто «расчленение» в рамках процесса. Видя цель, все это надо уметь понять, нарисовать, убрать коллизии и заставить работать. Это под силу только хорошим методологам самого холдинга, и такие специалисты, к нашему счастью, оказались у нашего заказчика – крупнейшего нефтехимического холдинга России «СИБУР». А наличие в системе «БОСС-Кадровик» нужного базового функционала позволило компании «СИБУР» в рамках своей концепции ОЦО не только реализовать ЕРЦ, но и выстроить эффективно работающий общий центр кадрового обслуживания.
Именно в стенах «СИБУР-ЦОБ» (Нижний Новгород) была решена задача создания полноценного кадрового ОЦО, в который были переданы функции, не требующие принятия решений, такие, как администрирование системы льгот, социальные отношения, оценка персонала, обучение и развитие, подбор персонала, кадровое администрирование.
Сегодня «СИБУР» – значимый клиент в списке наших корпоративных пользователей и по масштабу (в системе сегодня работают более 1000 пользователей), и по эффективности использования наших технологий автоматизации ОЦО.
Справка: Эффективность создания ОЦО подтверждена реальными цифрами, озвученными представителями самой компании «СИБУР» на 7-й практической конференции «Общие центры обслуживания и аутсорсинг бизнес-процессов»:
• Снижение численности персонала, потенциал для оптимизации: централизация функций в бухгалтерском ОЦО позволила сократить численность финансовой службы на 30%; централизация функций в кадровом ОЦО позволит сократить численность HR-службы на 25%.
• Снижение затрат на персонал: унификация видов оплат, оснований для выплат и применение единой методологии в части налогообложения позволили снизить выплаты персоналу за счет прибыли на 90%; автоматизация алгоритма расчета премии позволила получить экономию премиального фонда в размере 5–10% за счет увеличения точности расчетов.
• Снижение затрат на внедрение единой информационной системы: экономия бюджета проекта при тиражировании единой фиксированной конфигурации системы «БОСС-Кадровик» составила 45%, так как переход осуществлен «автоматически» и не потребовал дополнительных затрат предприятий на доработку своих систем.
• Снижение затрат на сопровождение единой информационной системы: создание единого центра методологической экспертизы и администрирования системы позволило снизить затраты на доработку и изменение настроек системы на 30%; централизация позволила снизить затраты на поддержку системы на 20%.
Реализация концепции кадрового ОЦО способствовала трансформации роли HR – от администрирования кадровых процессов к стратегическому бизнес-партнерству. Сегодня HR-служба холдинга – это команда профессионалов, бизнес-партнер для менеджмента, занимающийся развитием кадрового потенциала, повышением результативности персонала, разработкой и внедрением политик и процедур в области управления персоналом.
Давайте резюмируем: какие преимущества несет «БОСС-Кадровик» предприятиям, вставшим на путь строительства и эксплуатации ОЦО?
Гусев М.А. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что общий центр обслуживания в России уже превратился в рыночный стандарт. Можно говорить о трансформации его в модель интегрированной сервисной организации, фокус которой смещается с транзакционных услуг на стратегические задачи бизнеса. ОЦО на базе системы «БОСС-Кадровик» – это организационная модель, при которой часть значимых, но непрофильных бизнес-процессов компании, таких как расчет заработной платы, кадровый документооборот, движение персонала, управление затратами на персонал, сосредоточивается на отдельном предприятии (в подразделении), имеющем такую организационную структуру и систему управления, которые способствуют повышению эффективности, снижению затрат и улучшению качества услуг для внутренних потребителей – подразделений компании. Создание многофункционального ОЦО с использованием системы «БОСС-Кадровик» имеет ряд преимуществ:
- решение проблем, связанных с географической удаленностью, разницей в часовых поясах, доступностью квалифицированных кадров финансовых служб и служб по работе с персоналом в разных регионах страны, путем инвариантного выбора места дислокации ОЦО и его подразделений;
- сокращение центров учета и расчетов с персоналом посредством стандартизации бизнес-процесса управления персоналом и исключения «лишних и дублирующих» бизнес-процессов, повышение эффективности процессов учета и отчетности по персоналу;
- достоверная и оперативно обновляемая информация для руководства и акционеров компании по персоналу, ФОТ, затратам на персонал всего холдинга;
- максимально быстрая интеграция новых предприятий в уже действующую технологическую и управленческую иерархию компании при расширении бизнеса;
- обеспечение сервисов взаимодействия в HR-процессах;
- низкие затраты времени и ресурсов при переходе к новым технологиям и лучшей практике использования системы «БОСС-Кадровик» в архитектуре ОЦО.
О компании «БОСС. Кадровые системы»:
Компания «БОСС. Кадровые системы» является разработчиком и правообладателем российской информационно-аналитической системы управления персоналом «БОСС-Кадровик». Важнейшим направлением деятельности компании и ее ключевой компетенцией является создание корпоративных систем управления персоналом на базе флагманского продукта «БОСС-Кадровик» для крупных территориально распределенных холдингов и обеспечение создания единых расчетных центров в рамках общих центров обслуживания. Продукты компании внесены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Подробная информация на официальном сайте компании: www.boss.ru.