В статье, опубликованной в журнале Science, ведущие исследователи из университета Ватерлоо, университета Торонто, Йельского и Пенсильванского университетов рассматривают применение больших языковых моделей в общественных науках. Такие модели, обученные на огромном количестве текстовых данных, способны все точнее имитировать человеческие реакции и поведение. Это открывает новые возможности для проверки теорий и гипотез о человеческом поведении в больших масштабах и с большой скоростью, считают авторы.
В социальной психологии и других науках об обществе для изучения человеческого поведения традиционно используются опросы, наблюдения и эксперименты. Между тем, эксперименты с большими языковыми моделями уже показали возможность создания ими реалистичных ответов на вопросы, например, в исследованиях, посвященных поведению потребителей. Авторы уверены, что уже в ближайшие годы обсуждать серьезные решения без использования искусственного интеллекта будет просто неразумно.
Разумеется, следует учитывать и ограничения моделей. Например, обучение моделей обычно строится так, чтобы исключить социокультурные предубеждения, которые есть у реальных людей. Следовательно, социолог не сможет их изучать с помощью модели.